Эмоции и чувстваСтраница 2
Очень сложно определять скрытые эмоции. Но, учитывая то, что эмоции проявляются не только в переживаниях и поведении, а и в сложных физиологических процессах, протекающих в организме, был сконструирован прибор, измеряющий значения большого числа физических параметров, связанных с физиологической активностью человека. Этот прибор – полиграф, в настоящее время он широко используется спецслужбами многих стран под названием детектор лжи. В Древнем Китае полиграф заменяли горстью риса. Подозреваемый во время судебного разбирательства держал рис во рту и если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным, так как сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.
С точки зрения физиологии эмоции и чувства связаны с возбуждением головного мозга. Импульсы от внешних воздействий поступают в мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования, где устанавливается отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в гипоталамусе особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения. Ученый Дж. Олдза в опытах с крысами вживлял в центр удовольствия электрод, сначала крыса случайно нажимала на рычаг, замыкающий электрическую цепь, что вызывало возбуждение центра, и после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи.
В общественно-историческом развитии человека сформировались высшие эмоции – чувства, базовые эмоциональные компоненты личности. Они в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и обусловлены социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Человек не всегда может осознать тонкость его организации и многогранность выражения. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими всю глубину эмоционального состояния.
Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, можно согласиться с теми учеными, которые считают, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трех основных потребностей человека: пищевой, защитной и половой. Но если низшие эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства – связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Они вызываются соответствием или отклонением от тех или иных обстоятельств, правил, параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Чувства человека иерархически организованы. У каждого из нас есть доминирующие чувства, характерные для его личности. Они регулируют различные сферы взаимодействия с окружающим миром. Иерархия чувств определяет мотивацию поступков человека. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления радуют человека и восхищают его, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным.
Длительные эмоции называются настроениями. Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в хорошем настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Можно научиться управлять своим настроением, но для этого необходимо следить за ним и правильно оценивать.
Типология характеров
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них стала та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдо ...
Выводы
История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и ц ...
Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...