Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Страница 1

Психологические материалы » Любовь как социопсихологическое явление » Любовь как социальное и психологическое явление. Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Понятие «любовь» используется в литературе в различных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических основ.

В социальном аспекте делается акцент на социальной силе любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. Любовь рассматривается в контексте идеи равенства в работах Дж. Локка; в утопическом социализме Т. Кампанелла любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга - важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь рассматривается в качестве социологической категории в работах Л. Фейербаха. Особое внимание социальному аспекту любви уделяется русскими мыслителями. Любовь понимается как начало и залог общественного благоденствия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения человеческой жизни в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение области гражданственности - А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества - П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции общественной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет огромное значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции B.C. Соловьева. В современных исследованиях отмечается, что через дискурс любви проходят многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии; любовь рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.

В одном из современных исследований показано, что в любви происходит воспроизведение фундаментальных человеческих ценностей, что делает любовь высоконравственным явлением. Одновременно любовь лишает данные ценности статуса абсолютности и выходит за пределы моральной ограниченности [10; 29].

В эстетическом аспекте высшие ступени эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь связана с духовным наслаждением. Основная цель любви заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного. Любовь есть желание красоты и влечение к красоте. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связываются в русской философии (В.В. Розанов). Любовь выступает как эстетическое явление в работах М.М. Бахтина. Согласно А.Ф. Лосеву, эстетическое переживание и есть любовь [1; 145].

В мистическом аспекте любовь рассматривается существенное свойство божества, движущая пружина человеческой истории; человеческая любовь утратила совершенство и единство с мудростью вследствие грехопадения первого андрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущность любви заключается в «актуозности» (понимаемой как объединенность и выравненность, завершенность и взаимодополняемость). Любовь является проблемой, которая разрешается через прохождения «диалектики любви». Согласно У. Джемсу, любовь есть мистической переживание, так как характеризуется неизреченностью, интуитивностью. Мистический характер любви также отмечает X. Ортега-и-Гассет.

В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения любви животных и человека. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения по данному вопросу.

Представители первой точке зрения признаются наличие любви у животных и утверждают отсутствие специфики человеческой любви; в данном случае человеческая любовь либо биологизируется и лишается небиологических компонентов, либо небиологические компоненты изначально приписываются животным.

Страницы: 1 2


Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...

Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье. Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях
Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия? ...

Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, ...