Принципы психологической коррекции педагогической запущенности
Страница 2

Комплексный и системный характер явления социально-педагогической запущенности требует соответствующих подходов к содержанию и организации ее диагностики, профилактики и коррекции. Эта особенность обусловливает единство и взаимосвязь названных процессов, предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов.

Комплексный подход к указанному процессу подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность, затрагивает мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности.

Рассматривая комплексный подход к организации и содержанию ранней психологической коррекции запущенности детей, подразумевается ее включенность в целостный педагогический процесс.

Ранняя психокоррекция базируется на специфическом методологическом, технологическом и функциональном обеспечении, которое позволяет моделировать данный процесс с учетом особенностей личности запущенного ребенка и социальной ситуации его развития при функционально-ролевом взаимодействии их субъектов. [17].

Комплексная ранняя психокоррекция педагогической запущенности есть совокупность специальных психолого-педагогических воздействий, направленных на самого ребенка и способствующих его восстановлению в качестве субъекта деятельности, общения и самосознания. Ее целью является изменение социальной ситуации развития ребенка и гармонизация его личности.

Предметом ранней психокоррекции являются особенности личности педагогически запущенного ребенка, его деятельность и отношения с окружающими.

Субъектами системы ранней психологической коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов; в определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития и восстановления.

Критериями эффективности системы ранней психокоррекции социально-педагогической запущенности детей можно считать: во-первых, изменение социально-педагогической ситуации развития запущенного ребенка, позитивные сдвиги в которой характеризуются повышением общего уровня гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса; изменением отношения к детям; улучшением психологического микроклимата; налаживанием воспитательного взаимодействия; созданием условий для проявления разносторонней активности детей, их устойчивыми успехами в деятельности и общении; во-вторых, снижение степени запущенности, которое качественно проявляется в гармонизации личности ребенка; развитии его субъектных свойств; изменении отношения к деятельности и ее большей результативности; улучшении межличностных отношений ребенка, позитивных сдвигах в социальном статусе, эмоциональном самочувствии и образе-Я; снижении педагогической трудности ребенка; в-третьих, повышение уровня его разносторонней активности, качественными изменениями которой является последовательный переход с уровня «социальной неготовности – неадекватности» к «социальной готовности – адекватности» т.е. выраженной субъектности.

Важнейшими условиями эффективности ранней психологической коррекции педагогической запущенности детей следует признать ее своевременное выявление и диагностику, гуманизацию целостного педагогического процесса и специальную подготовку педагогов и практических психологов к работе с запущенными детьми.

Страницы: 1 2 


Типология старости
При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни “в чистом виде” психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы. А. Толстых отличает, что в старости происходит изменение личности и картина измерений чрезмерно насыщ ...

Введение.
В современной школе, проблема психологического синдрома, в частности школьной тревожности, особенно актуальна, т.к. в связи с индивидуальным личностно-ориентированным подходом к учащимся повышаются интеллектуальные нагрузки, что способствует увеличению детей, находящихся в «зоне повышенного риска». Это может привести к отклонениям в пс ...

Методики исследования восприятия и внимания
Протекание процессов восприятия и внимания у детей сильно отличается от аналогичной психической деятельности у взрослых людей. Кроме возрастных особенностей, могут быть значительные индивидуальные отличия, которые необходимо установить для проверки подлинных возможностей испытуемого. ...