ВведениеСтраница 1
Актуальность
Задача описания субъективного мира является одной из важнейших задач психологической науки. В рамках решения этой задачи А.Н. Леонтьев в 1979 году начал разрабатывать категорию «образ мира» для интегрального описания совокупной системы значений человека, или, другими словами, для решения задачи моделирования субъективного мира человека в его актуальном развитии и функционировании.
С тех пор отечественными исследователями (Артемьева Е.Ю., Доценко Е.Л., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Петренко В.Ф., Петухов В.В., Смирнов С.Д., Стеценко А.П., Стрелков Ю.К., Шмелев А.Г. и др.) выполнены сотни работ по описанию различных аспектов образа мира.
При широчайшем использовании понятия (иногда термин «образ мира» используется как синоним терминов «системы репрезентации», «когнитивные карты», «установка» и т.д.) психологическая феноменология, задаваемая понятием «образ мира», прямо исследуется мало. После восьмидесятых годов была предложена только одна новая модель его структуры (Е.А. Климов «Образ мира в разнотипных профессиях», 1995), до сих пор нет ни одной удовлетворительной модели психологических механизмов формирования образа мира. Большинство авторов обходит эти вопросы молчанием, а те, кто пишет, весьма обобщенно ссылаются на принцип единства сознания и деятельности (это, конечно, верно, но принцип не есть механизм), на механизмы интериоризации, социального научения и даже на гипотезу уподобления, которую сам А.Н. Леонтьев никогда не считал механизмом формирования интегральной системы значений.
Нет прямых экспериментальных исследований характеристик образа мира или верификации его моделей. Об исследованиях образа мира как порождающего конкретные образы и значения даже и не говорится, хотя современная методология требует экспериментально исследовать не только структуру и генез психических явлений, но и их проявления и в контексте функционирования, и в контексте порождения (в данном случае, новых образов, значений, отношений, смыслов).
Образ мира, как идеальное явление, сам из себя не формируется и не раскрывается. Соответственно, как указывают многие психологи (Артемьева Е.Ю., Климов Е.А., Ломов Б.Ф. и др.), при попытках описания структуры, функций, генеза или детерминант развития образа мира разрабатываются модельные описания типа «свойство – свойство», «свойство – структура», «структура – свойство», но из-за отсутствия интегрирующего понятийного аппарата не разрабатываются модели типа «структура – структура».
Образ мира – важнейшее образование психики. Изучение его создает основу для понимания многих качественных преобразований психики.
Особый интерес представляет изучение особенностей представлений о мире, других людях и себе у молодежи в сравнении с людьми пенсионного возраста.
В связи с этим была определена цель нашего исследования – осуществить сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и пенсионеров.
Объект исследования – образ мира личности.
Предметом исследования выступают характеристики образа мира у молодых и пожилых людей.
Гипотеза исследования: существуют различия в образе мира молодежи и пенсионеров по ряду показателей.
Поставленная цель и гипотеза исследования обусловливает задачи:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ мира» в психологии;
2. Проанализировать структуру и механизмы функционирования образа мира;
3. Реализовать эмпирическое исследование для определения характеристик образа мира у молодежи и у людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности; личностных характеристик; функциональных механизмов.
4. Проанализировать полученные показатели вышеуказанных характеристик, механизмов и понятий у молодежи и у пенсионеров.
5. Установить связи между выявленными характеристиками, механизмами и понятиями.
6. На основании полученных результатов сделать заключение о существовании различий в образе мира у молодых людей и пенсионеров.
Эмпирическую базу исследования составили данные 32 человек, из них были сформированы две группы по признаку возраста.
Триангулярная теория любви Стернберга
На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника).
Под компонентом "инти ...
Методика исследования внушаемости (в сфере памяти)
Приводимая методика позволяет в самом общем виде обнаружить склонность ребенка к внушаемости. Для этой цели выбирается картинка с несложным сюжетом и не слишком большим количеством изображенных объектов и предъявляется в течение одной минуты испытуемому. Затем картинку убирают, а испытуемому задают вопросы о том, что он видел на картинк ...
Понятие гипотезы. Гипотеза и версия, их логические структуры.
Гипотеза есть форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.[5]
Слово "гипотеза" происходит от греч. hypothesis – "основание", "предположение". Если же исходить из этимологии термина "гипотеза", то под эт ...