Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы
Страница 1

Психологические материалы » Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии » Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы

Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин "сильное душевное волнение", вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего и считается смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 66 УК Украины). Сильное душевное волнение употребляется как синоним психологического понятия физиологического аффекта.

В психологии и психиатрии различают физиологические и патологические аффекты. Патологический аффект определяется как эмоциональный взрыв, при котором человек не в состоянии управлять своими действиями и отдавать отчет своим поступкам. Сознанием человека овладевает одна эмоционально-конкретная идея (непоправимое горе, невыносимая обида). Патологический аффект устанавливает комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Физиологический аффект — состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий и руководить ими. Такой аффект рассматривается как не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние, изучаемое в рамках психологии.

Аффект — это относительно кратковременные и сильные эмоциональные переживания (яркая кратковременная эмоциональная реакция). Возникновение аффекта представляет собой критическую точку переживания. В литературных источниках отмечается, что аффект — это чрезвычайно сильное, бурное переживание (гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса, тоска, достигающая отчаяния, и т. п.). Для физиологического аффекта характерно существование замедления интеллектуальных и волевых процессов, нарушение целостного восприятия окружающего. Различают три стадии в развитии аффекта: 1) подготовительную; 2) аффективного взрыва; 3) постэмоционального периода.

Сложность установления состояния физиологического аффекта связана с тем, что его нельзя воспроизвести повторно. В процессе судебно-экспертного исследования проводится ретроспективный анализ, психологический анализ результатов деятельности человека. Так, по уголовному делу в отношении Т., обвиняемого в совершении убийства, была назначена судебно-психологическая экспертиза с целью определения — находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта. Из материалов уголовного дела было известно, что 7 января 2008 г. около 4 ч. 30 мин. возле ресторана "Юбилейный" в г. Харькове, в процессе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, впоследствии переросших в драку между Т. и П., с одной стороны, и В., В., с другой стороны, Т., посчитав Л. за одного из нападавших на него и на его брата (П.) лиц, нанес последнему удар в грудь имеющимся у него кухонным ножом, от которого Л. через незначительный промежуток времени скончался.

Т. родился 11 июня 1974 г. первым из двух детей в семье (имеет младшего брата П., 1979 года рождения). В детстве рос и развивался без особенностей. В 1981 г. поступил в среднюю школу, а в 1989 г. закончил 8 классов средней школы. В этом же году поступил в машиностроительный техникум, где проучился полгода, далее поступил в ГПТУ-11, которое также не окончил. В 1991 г. поступил в вечернюю школу, где проучился один год и не завершил образование. Впоследствии работал реализатором. Т. ранее привлекался к уголовной ответственности за кражу и хулиганство.

Страницы: 1 2 3


Пересказ прочитанного
Ребенку предлагается пересказать содержание понравившейся ему книги или отдельного рассказа. Основное внимание экспериментатор должен обращать на характер ошибок при воспроизведении ребенком сюжета литературного произведения. Ребенок может недостаточно хорошо помнить содержание прочитанной книги; в таком случае в его передаче из повеств ...

Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет. Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь. Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного т ...

Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 – 7 лет в количестве 40 человек, из них 20 девочек и 20 мальчиков. В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и следующие метод ...