Определение
Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении
с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам
исследованияСтраница 2
Ключевой методикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемой явилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности.
Косвенное, закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полно возможно с включением КИСС в экспериментальную программу. В исследовании участвовали следующие четыре группы детей:
1.Воспитанники обычного детского дома (15 человек) — младшие школьники и подростки из детского дома с обычными условиями для за- крытых детских учреждений:
• наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов,
• постоянное включение ребенка в группу (спальные комнаты на 12-16 человек, учебные комнаты на 30 человек),
• ограничение жизненного пространства схемой детский дом — школа,
• фактическое отсутствие «личной среды» (минимум личных вещей),
• отсутствие контактов с родственниками.
2.Воспитанники детского дома музыкально-художественного воспитания (ДМХВ) (15 человек) — младшие школьники и подростки. Специфика условий содержания детей в данном детском закрытом учреждении заключается в следующем:
• мягкий временной режим, связанный с индивидуальным графиком занятий музыкой, живописью, танцами,
• индивидуальная ответственность за выполнение режима,
• наличие условий для развития социальных навыков: самостоятельное передвижение ребенка по городу для обучения в специализированных школах города,
• присутствие личной среды (наличие собственной — не «казенной» —одежды, игрушек, книг), личного пространства (спальни на 2-6 человек, выполнение уроков индивидуально, контроль воспитателя);
• контакты с родственниками (в выходные и каникулы).
3.Дети из семьи (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности.
4.Дети из семьи, обучающиеся в школе искусств (15 человек) — младшие школьники и подростки — учащиеся специализированной школы искусств (специализация — музыка, живопись, танцы).
Рассмотрим показатели самопринятия, полученные при помощи КИСС, в различных группах испытуемых (табл. 1).
Очевидно, что показатели самопринятия у детей из семьи значительно выше (различия достоверны на уровне 0,01), хотя и не достигают порога, описываемого в литературе как «необходимый» для благоприятного развития личности (8). В свою очередь показатели самопринятия воспитанников детского дома можно характеризовать как критические. Чтобы более дифференцированно рассмотреть проблему развития самопринятия в различных условиях воспитания, проанализируем показатели самопринятия у воспитанников детских домов и у детей из семьи в подгруппах «обычных» детей и «одаренных», т.е. тех, кто находится в ситуации развития способностей. Сравнение средних величин показателей самопринятия свидетельствует, что самопринятие у воспитанников ДМХВ выше, чем у воспитанников обычных детских домов (различия достоверны на уровне 0,05). Сравнение величин дисперсий, характеризующих величину колебания данных относительно среднего, показывает, что по количественным показателям самопринятия воспитанники обычных детских домов дают большую амплитуду колебаний показателей, чем воспитанники ДМХВ, у которых показатели самопринятия более однородны.
Таблица 1. Показатели самопринятия у младших школьников и подростков из семьи и детского дома
Группы испыгуеглых |
Воспитывающиеся | |||
в семье |
в детском доме | |||
S |
σ |
S |
σ | |
Младшие школьники |
-0,03 |
0,28 |
0,29 |
0,26 |
Подростки |
0,18 |
0,36 |
0,29 |
0,28 |
Итоговая недифференцированная группа |
0,04 |
0,39 |
0,29 |
0,25 |
Из богатой культурной среды |
0,15 |
0,26 |
0,27 |
0,25 |
Из обычной культурной среды |
-0,03 |
0,36 |
0,31 |
0,19 |
Примечание. s — показатель самопринятия (-1) -1<5<1). |
Задачи социальной психологии в обществе
На сегодняшний день существуют две социальные психологии: одна — с более «социологической проблематикой», другая — с «психологической» проблематикой[15]. Любая двойственность порождает ряд неудобств. Она может иметь место на начальном этапе развития, когда все споры и дискуссии способствуют наиболее полному и однозначному решению вопрос ...
Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. П ...
Воспитание.
Очень часто воспитание относят к детскому возрасту, хотя еще есть и самовоспитание, воспитание подчиненных и т.д.
Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему (нет четко обозначенных субъектов и объектов). Объектом воспитания – все средства массовой информации и т.д. Субъектом ...