Заключение
В заключение данной работы было бы целесообразно сделать следующие выводы.
Выделяют следующие причины роста количества неполных семей:
- увеличение числа разводов;
- увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака;
- рост смертности мужчин.
Воспитание детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
- гиперопека;
- отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке;
- препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу;
- двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;
- стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца.
- отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания.
К условиям совершенствования воспитания детей в неполных семьях можно отнести:
- является авторитет и личный пример матери (отца);
- педагогический такт матери (отца);
- культура быта в неполной семье;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью);
- определение родителями для себя потребности смысла жизни;
- необходимость определения потребности достижения;
- необходимость критики реализации определенной системы воспитания;
- формирование определенных личностных качеств ребенка;
Специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;
- формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.
[1] Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2
[2] Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
[3] Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998
[4] Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15
[5] Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-20
[6] Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2
[7] Клупт М.А. От поколения – к поколению// В кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12
[8]Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
[9] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.
[10] Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.
[11] Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.
Система показателей темперамента
Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьирует у разных авторов. Главное для научной модели, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров.
В.Д. Небылицын, напр ...
Развитие социального поведения в подростковом возрасте
Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подр ...
Исследование особенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115
г.Минска. Методика
Для изучения особенностей самооценки в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование в 7 "А" классе школы №115 города Минска. Возраст испытуемых - 13 лет. В эксперименте приняли участие 15 учащихся.
Для сбора научных фактов о самооценке была использована методика "Самооценка личности"[8,30]. Фа ...