Фрейд как основатель ложной теории и практикиСтраница 5
Не секрет, что из всех бессознательных импульсов Фрейд особо выделял сексуальные (недаром термин «либидо» стал восприниматься именно в этом контексте). Профессор часто любил цитировать слова Шиллера: «Любовь и голод правят миром», – подразумевая под этим, прежде всего секс и инстинкт самосохранения. Не знаю, по каким психоаналитическим причинам Фрейд столько внимания уделил первому «правителю», но именно пристальное внимание психоанализа к сексуальной сфере сделало психоанализ модным и скандальным. Чего стоит только утверждение об изначальной бисексуальности человека, или открытие пресловутого Эдипова комплекса? Использовав для термина миф о царе Эдипе, по незнанию женившегося на своей матери и убившего своего отца, профессор наградил этим «грехом»… невинных младенцев! Фрейд заявил, что каждый ребенок бессознательно испытывает сексуальную тягу к родителю противоположного пола и агрессию к однополому родителю (позднее для девочек был придуман отдельный термин – «комплекс Электры»).
Сексуальные импульсы могут быть перенаправлены и на другие цели (будь то творчество или революционная борьба), что и было названо «сублимацией». Недаром отец психоанализа одним из первых стал рассматривать через призму психоанализа не только непосредственно психику, но и произведения искусства и даже религию. До сих пор можно найти немало статей (как ироничных, так и вполне серьезных) об Эдиповом комплексе в произведениях Кафки или фаллическом символизме «Буратино».
За сто лет теория Фрейда часто подвергалась ревизии. Против некоторых утверждений профессора выступали даже сторонники психоанализа (например, К. Юнг и Э. Фромм, создавшие свои собственные теории). Сегодня большинство психологов отрицают Эдипов комплекс и вообще считают, что Фрейд переоценил влияние секса на психику человека. Однако фрейдизм давно уже перестал быть чистой наукой, превратившись в настоящее культурное явление. С этим нужно считаться, не забывая, однако, и известный анекдот, где усталый Фрейд отвечает назойливой пациентке, что «банан – это иногда просто банан».
И в заключение отметим, что, не смотря на все споры, критику и полемику вокруг теории Фрейда и самого Фрейда, нельзя не оценить влияние Фрейда на развитие медицины: он взорвал строгую границу между науками о природе и духе. Возможно, что стремление к ее развитию существовало и раньше, но фактическое осуществление потребовало появления личности такой значимости, как Фрейд.
[1] Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. — М.: Издатель Акимова, 2005.
[2] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[3] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[4] Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. //СПб, 2005.(гл. 3)
[5] Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн.: Попурри, 1997, с. 286
[6] Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн.: Попурри, 1997, с. 291-292
[7] Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности /Психология бессознательного: М.: Просвещение, 1989.
[8] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[9] Фрейд З. Заметки о любви в перенесении / Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М.: МПСИ, 2000.
[10] Фрейд З. Заметки о любви в перенесении / Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М.: МПСИ, 2000.
Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное общественное движение, перешагнувшее рамки собственной предметной ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. "В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление ...
Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьше ...