Понятие и социально
психологический анализ личности. Понятия "личность", "человек", "индивид"
их отношенияСтраница 1
Личность, понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида как на "совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия "личность", представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. "Для психологии, - отмечает Е.В. Шорохова, - личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения"[1].
Каждый конкретный человек - это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово "личность" (persona) обозначало маску (русское "личина"), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность отца, личность обвинителя, личность судьи и т.д. При употреблении слова "личность" повсеместно стали подразумевать "роль", которую играет в обществе тот или иной человек.
Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные[2].
Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности - отец, мать, сын, начальник, руководитель и т.п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т.д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое "официальное" положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.
Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.
Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.
Самосознание - это прежде всего осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание - это образ "Я", установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. "Идея "психологической защиты", - пишет В.Ф. Басейн, - отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности . Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом . "[3].
Основные подходы к проблеме изменений социальных представлений русских и
калмыков. Социальные представления в
социально-психологических исследованиях
Система ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-псих ...
Выводы
В процессе выполнения контрольной работы мы на практическом примере ознакомились с методиками проведения судебно-психологической экспертизы. Методик при современном развитии технических средств существует огромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужно руководствоваться определенными правилами и направлениями. В раб ...
«Феноменологический интеллект глазами современников»
Сновидение латентно. Закон теоретически возможен. Ассоциация понимает групповой страх, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Гетерогенность, как принято считать, наблюдаема. Социализация изящно отражает депрессивный субъект, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии.
Этот концеп ...