Описание основных проективных тестовСтраница 1
Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так, как они обычно получаются: налил немного чернил на серединку листа бумаги и сложил лист пополам, распределив, таким образом, чернила симметрично. Однако у Роршаха была специфическая теоретическая причина для выбора формы, цвета и последовательности представления своих чернильных пятен. К примеру, он начинал с совершенно черного, красиво очерченного пятна, несколько напоминающую летучую мышь или бабочку. Вторая карточка представляла собой дополнение в виде нескольких красных чернильных пятен, которые как он предполагал, лишат испытуемых самоконтроля и вызовут глубокий эмоциональный ответ. То, как они выразят этот стресс и объединят части пятна, будет определять их ассоциативные способности и степень их личностной интеграции или дезинтеграции.
Тест Роршаха психологи представляют клиентам индивидуально. Например, психолог дает клиенту карты с красными пятнами одна за другой, в определенном порядке, и просит клиента сказать, что каждая из карт может означать. После того как тот ответит на все 10 карточек, психолог проводит опросную часть теста: спрашивает клиента, какой именно аспект каждого пятна (с учетом его формы, цвета или фактуры) придает пятну такой вид.
После этого тест Роршаха подвергается разбору и интерпретации согласно комплексной системе. Между конкурирующими системами существуют серьезные разногласия по поводу того, как правильно обсчитывать и интерпретировать тест. В дополнение к оригинальному методу Роршаха, Бек, Клопфер, Экснер и другие специалисты изобрели свои методы обсчета и интерпретации, причем система Экснера в настоящее время наиболее популярна. Экснер годами старался путем дополнительных исследований повысить валидность своей системы, а ныне продолжает модифицировать и совершенствовать эту систему, основанную на эмпирических данных» [14, c. 137–138].
Тест тематической апперцепции (ТАТ). «ТАТ состоит из 31 карточки с изображением людей в различных ситуациях. Поскольку ТАТ задуман как проективный тест, рисунки сделаны не с фотографической точностью, а, напротив, весьма туманны в некоторых деталях, что допускает игру воображения тестируемых, Некоторые картинки выявляют некоторые проблемы или темы, которые психоаналитики считают весьма важными: власть, пол, семейные отношения. В сегодняшней практике испытуемому дается обычно набор из 10 карточек в традиционном порядке. Некоторые психологи предпочитают одни карточки другим либо варьируют их в зависимости от особенностей испытуемого и от обсуждаемого вопроса. Например, на одной из карточек изображен человек одиноко стоящий у окна в затемненной комнате. Эту карточку используют нечасто, однако психолог может выбрать ее при тестировании находящихся в депрессии и, возможно, склонных к суициду индивидов, поскольку эта карточка призвана «вытащить» проблемы одиночества, грусти и порой, самоубийства.
Как и тест Роршаха, ТАТ предъявляется психологами индивидуально. Клиентам предлагается придумать историю по каждой картинке, рассказать, как все в этой истории начиналось, что происходит дальше, о чем персонажи думают и что они чувствуют, а также чем история должна закончиться.
Созданы различные системы шкалирования и истолкования историй для дальнейшего использования в исследованиях или при оценке личности. Интерпретация зависит от теоретической ориентации психолога. Те из них, кто склонен к психоанализу, будут искать в историях повторяющиеся темы секса, агрессии, семейных отношений в детстве. Другие обратят внимание на то, как в этих историях отражены темы воспитания или достижений и какова степень их социальной адекватности и зрелости; насколько систематично и связно эти истории составлены; какова степень их соответствия изучаемой реальности и т.д.
Тренинги личностного роста
Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в тече ...
Общая характеристика семьи
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеиз ...
Базовые приемы группового
консультирования в различных подходах
Существуют несколько теоретических подходов, которые имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании.
Подходы
Приемы
Психоаналитический подход ...