Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Страница 3

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.

Как уже указывалось выше, источником конфликта является противоречие, которое возникает там, где есть рассогласование:

• знаний, умений, способностей и личностных качеств;

• функций управления, эмоциональных, психических и других состояний;

• технологических, экономических процессов и т.д.;

• целей, средств и методов деятельности;

• мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

• мнений, взглядов, убеждений;

• понимания и интерпретации информации;

• ожиданий, позиций;

• оценок и самооценок.

Типология конфликтов.

По степени остроты противоречий конфликты подразделяются на следующие виды: недовольство, разно­гласие, противодействие, вражда.

По проблемно-деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт выделяют межличностные (конфликты между двумя субъектами, пытающимися достичь противоположных целей), межгрупповые (конфликты между социальными группами), классовые, межгосударственные, межнацио­нальные (отличаются от межгосударственных тем, что в их основе лежит этнический признак).

Отдельно подлежит рассмотрению внутриличностный конфликт, то есть конфликт внутри самого субъекта, характеризующийся борь­бой равных по силе мотивов (борьба между «хорошо» и «отлично», «хочу», «могу» и «надо», желаниями и возможностями). В качестве примера можно привести бытовую ситуацию, в которой часто ока­зывается любой человек. Ранним утром вам необходимо встать с по­стели, чтобы успеть на работу.

Возникает вполне объяснимая дилем­ма, когда, с одной стороны, существует физиологическая потреб­ность в отдыхе, выражающаяся в желании еще поспать, а с другой стороны, при опоздании на работу ваши аргументы о необходимо­сти сна руководством подразделения приняты не будут. Человек становится перед конкретным выбором и, таким образом, вступает в конфликт со своими желаниями и возможностями.

По характеру объективной ситуации, противоречия и понима­ния его противоборствующими сторонами типология конфликтов та­кова: подлинный конфликт — случайный или условный — смещенный — неверно приписанный — латентный (скрытый) — ложный.

Большинство конфликтов между сотрудником ОВД и противо­действующими ему лицами возникают не в силу противоречия их личных целей и интересов, а в связи с выполнением сотрудником своих профессиональных обязанностей, своей социальной роли. Такие конфликты называются социально-ролевыми или просто ро­левыми.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел конфликт может быть деловым — относиться к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица; позиционным — направленным на изменение взаимоот­ношений участников конфликтного общения.

Конфликт выполняет следующие основные функции: конструк­тивную и деструктивную. При конструктивном конфликте оппо­нент не выходит за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причина­ми конструктивных конфликтов, как правило, являются неблагопо­лучные условия работы, несовершенная система оплаты труда, не­ритмичность работы, упущения в технологии, сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и т.п.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не жела­ет учитывать интересы другой; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологи­чески подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъектив­ными причинами, к которым относятся неправильные действия ру­ководителя и подчиненных, а также психологическая несовмести­мость отдельных людей.

Конфликты могут выполнять и ряд других функций, среди ко­торых: сигнальная, диагностическая, восстановительная, зондирующая, регулятивная.

В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное от­ношение к конфликтам как к негативным явлениям. Появление его рассматривается как симптом неблагополучных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тест на предрасположенность к булимии
Данный тест не нуждается в точной цифровой обработке. Обычно психологи предлагают его и представляют, как откровенный разговор с собою. А выводы и решения делают сами пациенты. 1. Насколько сильно Вы озабочены проблемой собственного веса? 2. Является ли для Вас критерий стройности самой актуальной проблемой? 3. Присутствует ли постоя ...

"Почему откровенна фрустрация?"
Акцентуация концептуально просветляет стресс, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Закон, как бы это ни казалось парадоксальным, индивидуально просветляет оппортунистический код, также это подчеркивается в труде Дж. Морено "Театр Спонтанности". Скиннер выдвинул концепцию "оперантного&qu ...

Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точк ...