Характер: понятие и черты. Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер
Страница 1

Психологические материалы » Темперамент и характер » Характер: понятие и черты. Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер

Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Понятие "характер" является маргинальным, так как оно широко используется не только в психологии, но и в физиологии, педагогике, философии, психиатрии, этике, литерал туре, истории и т.д. В характере проявляется направленность личности и система ее отношений с миром и с самим собой. Характер синтезирует не ситуативные, а устойчивые личностные качества, которые отражаются в совершаемых поступках.

В каждую историческую эпоху выделяется специфический социальный тип характера. За 20 лет до появления "социального характера" Э. Фромма К. Юнг предсказал появление понятий "социальный характер" и "социальный тип". В 1928 году К. Юнг предложил следующую характеристику характера: "характер - это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода . В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать - выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формам".

Эрих Фромм к социальному характеру относил ту часть структуры характера, которая является общей для большинства членов той или иной социальной группы. Индивидуальный характер Э. Фромм определял как совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности. Он исходил из того, что, социальный характер складывается в результате опыта и способов жизнедеятельности членов группы.

Среди социальных характеров всегда имеют место "отклоняющиеся" личности с совершенно иной структурой характера, чем у большинства членов группы. Вероятно, здесь проявляют себя случайные факторы и индивидуальный жизненный опыт. При рассмотрении социального характера Э. Фромма интересовало, как энергия личностей распределяется и действует в качестве продуктивной силы в тех или других социальных группах.

Введение понятия "социальный характер" было необходимо для осмысления происходящих социальных процессов, в ходе которых человек должен адаптировать свои потребности и направлять свою энергию на определенный способ жизнедеятельности, характерный и принятый в существующем обществе.

Однако значимость характера как фактора развития тех или иных социальных групп или обществ в целом этим не исчерпывается. Не менее важно, что характер оказывает определяющее влияние на мышление, эмоции и действия каждой отдельной личности.

Принято говорить об индивидуальном характере личности в о социальном характере различных групп. Социальный характер является определяющим для развития и принятия тех или иных идей, которые избираются социальными группами сознательно, а отдельные личности не всегда оказываются способными действовать в согласии с ними. Идеи только тогда становятся реальной силой, если они отвечают потребностям, которые свойственны данному социальному характеру.

Следовательно, характер выполняет различные функции по отношению к личности и по отношению к обществу. Если характер конкретной личности не сильно отличается от социального характера, то она научается действовать в рамках "необходимого" и "желательного" для данных социальных условий и для данной культуры.

Характер может выполнять экономическую, психологическую, эмоциональную функции. Субъективные функции характера заключаются в побуждении личности к действиям, необходимым для него с практической точки зрения, и в обеспечении эмоционального удовольствия от собственных действий.

Страницы: 1 2 3


Современные представления о предмете социальной психологии
В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую с ...

Психологическая помощь детям с церебральным параличом. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической направленности, но и психолого педагогической направленности. Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных ...

Любить ребенка
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - вот это чувство мы и называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник величайшей радости. И наоборот, радость матери - источник положительных эмоций для малыша. Мать, и то ...