ВведениеСтраница 1
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Но ранее психологическая диагностика и начало психологической коррекционной работы, особенно в первые 3 года жизни этих детей способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.
Так, в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям формирования общения детей с детским церебральным параличом, так как по признанию многих психологов, психическое развитие детей данного возраста происходит именно в общении и наибольшее влияние оказывает общение ребенка с матерью.
Актуальность обусловила выбор темы исследования "Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста".
Разработанность проблемы:
наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли работы таких исследователей, как Э.С. Калижнюк, И.Ю.Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М.Мастюкова, Н.В.Симонова и др.
Изучению речевых нарушений у детей с церебральным параличом, которые занимают значительное место среди других патологических проявлений при ДЦП, посвящено также много отечественных и зарубежных исследований: Е.Ф.Архипова, Л.А.Данилова, М.В. Ипполитова, и др.
В то же время недостаточно разработаны ранние диагностические критерии выявления нарушений и адекватные методы их коррекции в раннем возрасте. Также до настоящего времени особенности формирования познавательной и речевой деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом изучены недостаточно. Не разработана поэтапная система по развитию двигательных, психических и речевых функций, и прежде всего, в семье ребенка. Есть лишь единичные работы, исследующие психологический статус матерей, имеющих детей с ДЦП, чего явно недостаточно, учитывая значимость ранней диагностики и лечения таких детей, а также воспитательную и терапевтическую роль родителей в развитие ребенка с ДЦП.
Цель исследования:
изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия на детей раннего возраста с церебральным параличом.
Объект исследования:
специфика общения ребенка с церебральным параличом раннего возраста.
Предмет исследования:
изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия.
Гипотеза исследования:
Дети с церебральным параличом в возрасте 1-3 лет представляют неоднородную группу по двигательным возможностям и уровню развития познавательной и речевой деятельности. Общение матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста должно предусматривать комплексную работу по развитию двигательной сферы (артикуляционной, общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук), познавательной и речевой деятельности, что позволит достичь наиболее полной компенсации отклонений развития.
Задачи исследования:
1) проанализировать специальную литературу по проблеме развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте, их диагностики и коррекции в семье;
2) дать характеристику нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом;
3) изучить проблему коррекционной помощи детям с церебральным параличом;
4) рассмотреть особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста;
5) дать рекомендации по лечебному уходу за детьми с церебральными параличами в домашних условиях
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение, теоретический анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
Гештальт-психотерапияю Основные понятия теории гештальт-психологии и ее
основные цели
С психологической точки зрения человек в каждый момент своей жизни существует в неком поле, состоящем из его прошлого опыта, представлений о самом себе, убеждений, ценностей, установок, надежд и страхов перед будущим, значимых взаимоотношений, карьеры, окружения, материальной собственности и культуры.
Гештальт-терапия – это теория поля ...
Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точк ...
Значение и виды игр
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность ...