Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 1

Психологические материалы » Анализ взаимосвязи между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным стилем межличностного отношения » Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии

Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он назвал совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных). С позиции Адлера, болезнь является следствием нарушения равновесия между организмом и средой. В качестве процесса, с помощью которого организм реагирует на данные нарушения, выступают процессы компенсации. Индивидуальные особенности человека, а также его социальные взаимоотношения в семье и вне ее уже с самого раннего детства создают почву для постоянной угрозы и пониженной или отрицательной социальной оценки. В связи с этим у человека вырабатывается особая индивидуальная стратегия поведения, с помощью которой он защищается от сознания своей неполноценности и стремится достичь превосходства. Эта общая стратегия и характеризует стиль жизни. Такой стиль складывается стихийно, как следствие взаимодействия индивидуальных особенностей человека и социальных условий его жизни. В зависимости от того, как и какими способами осуществляется преодоление чувства неполноценности, стиль жизни человека может характеризоваться, по мнению А. Адлера: 1) истинной компенсацией, если стремление к превосходству совпадает с "социальным интересом"; 2) неполной компенсацией; 3) сверхкомпенсацией - в случае гипертрофированного развития отдельной способности или черты; 4) бегством в болезнь. Иначе говоря, "индивидуальная стратегия и тактика поведения, как стиль промежуточных целей человека, отягощенного чувством и комплексом неполноценности", обладает следующими функциями: во-первых, позволяет компенсировать дефицит тех или иных свойств организма (компенсаторная функция), а во-вторых, может привести к существенному снижению чувства неполноценности как личностного образования.

В современной психологии, начиная с Г.Олпорта [17], понятие стиля применяется для решения совершенно другой проблемы, для объяснения единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений. Его подход обусловлен своеобразием понимания структуры личности, в качестве единицы которой выделяется ее черта. Черты личности, по Г. Олпорту, могут быть мотивационными и стилевыми. Мотивационные черты имеют направляющее значение, стилевые - инструментальное. Г. Олпорт к стилю относит "инструментальные" черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. По его мнению, стиль личности проявляется в рамках деятельности, которую Олпорт понимает не как психологическую структуру, а как область знаний человека, в частности его профессию. В связи с этим он выделяет такие стили, как стиль художественной и экономической деятельности, стиль выбора работы, а также стиль общения и стиль социальных отношений. Американский психолог Р. Стагнер в процессе изучения обобщенных схем перцептивных актов и форм реагирования выделил перцептивный и реактивный стили. Согласно его мнению, под реактивным стилем понимаются личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования. Перцептивными стилями он называет обобщенные схемы соотнесения образов и форм реагирования. Как и у Г. Олпорта, индивидуальные перцептивные стили Р. Стагнера - это инструментальные индивидуальные свойства, характеризующие операции, которые используются личностью [17]. У X. Виткина [11] понятие когнитивного стиля применяется для разрешения одновременно двух проблем - проблемы развития личности и проблемы личностно обусловленных индивидуальных различий в познавательной деятельности. Когнитивный стиль у X.Виткина - это не перечень отдельных 12 стилевых черт, а определение целостного симптокомплекса взаимосвязанных свойств. Таким образом, в западной психологии существует два различных понимания стиля: стиль как характеристика индивидуальной стратегии системы промежуточных целей (А.Адлер) и стиль как характеристика системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Г.Олпорт, Х.Виткин и др.). Несмотря на различия, по мнению исследователей, эти концепции объединяет понимание "стиля" как характеристики личности.

Страницы: 1 2


Эмпирическое исследованиею Методические подходы к социологическому исследованию
Практическая часть нашего исследования состояла из двух частей – социологической и психологической, что позволило достичь комплексного подхода в проведении исследования. В первой части нами были составлены вопросы для интервьюирования несовершеннолетних, находящихся в наркологическом отделении Центральной городской больницы г. Бердска. ...

История античной психологии
Мир культуры создал три “органа” постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство—на художественном образе, наука—на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекознания, из которого черпались как мифические представлени ...

Коммуникативные тренинги
Широко используются коммуникативные тренинги. Коммуникативный тренинг - это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами. Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и цели клиента, коллеги ...