Концепция ИСД Климова Е.А.Страница 3
Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.
После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа "от каждого по способностям" [6].
С одной стороны Климов рекомендует слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), с другой стороны - недостаточно разработано представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля. Тогда почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля, по мнению Е.А. Климова, можно считать устойчивую систему приемов и способов деятельности, которая обусловлена определенными личными качествами, а также является средством эффективного приспособления человека к объективным требованиям. По результатам проведенных им же исследований в структуре индивидуального стиля [6];[8] было выделено две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируются на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая "пристройку" к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние обрастают компенсаторными механизмами. В "пристройку" к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.
Специфика концепции ИСД, отличающая ее от других подходов к изучению проблемы стиля, достаточно обоснована B.C. Мерлиным и Е.А. Климовым и состоит в том, что под стилем понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов деятельности); стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальными особенностями субъекта, а формируется как "интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта". Стиль может изменяться при изменении условий деятельности; формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта.
Термин "ИСД" используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях [6]; [10]; [17]. Результаты исследований, полученные в лабораториях B.C. Мерлина и Е.А. Климова, послужили основой для дальнейшей работы по изучению индивидуального стиля деятельности.
Составление рассказа на заданные слова
Испытуемому предлагается составить рассказ, в котором содержались бы определенные слова. Число слов должно быть небольшим — 3—4 (например: весело, облако, девочка). Быстрое составление яркого, детализированного рассказа на основе столь бедного исходного материала возможно только при хорошо развитом воображении.
После составления одного ...
Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые ...
Проффесиональное значение дисциплины психология и педагогика для
деятельности менеджеров
Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были:
- душа человека (средневековье)
- сознание человека
- поведение человека
- психика человека
- закономернос ...