Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.
Страница 1

Психологические материалы » Теория аргументации » Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.

Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и на такое "крылатое" выражение, принадлежащее К. Марксу: "Задача, которую не надо решать, не есть вовсе задача".

Решение любой задачи проходит ряд последовательных этапов. Вот один из таких, наиболее типичных, вариантов процесса решения задачи:

1. Первый этап. Здесь обычно задаются следующие вопросы:

- Какова форма задачи (на поиск результата или на поиск доказательства ориентирована данная задача)?

- Какие объекты необходимо при этом рассмотреть?

- Какую информацию несет каждый структурный элемент задачи?

- Какие рассматриваются структурные связи?

- Каково содержание задачи в целом?

- Что при этом является неизвестным?

2. Второй этап. Здесь обычно связывают воедино получаемые ответы на вышеназванные вопросы и составление необходимого плана решения задачи.

3. Третий этап. Здесь обычно осуществляется реализация указанного выше плана решения задачи.

4. Четвертый этап. Здесь обычно исследуется полученное решение с целью проверки его на полноту и обоснованность.

Особым типом задач являются так называемые проблемы, или задачи-проблемы. Предварительные пояснения в отношении задач-проблем были даны ранее.

Отметим, что слово "проблема" (от греч. Problema - "задача", "задание") означает "задача", "трудность", "вопрос". Часто проблема определяется как противоречие между теорией и новым, не объясняемым на ее основе фактом. Однако проблема так же часто определяется и по другому: один и тот же факт получает одновременные противоречивые объяснения, причем, оба эти объяснения принимаются как истинные (парадокс). И, наконец, под проблемой можно понимать ситуацию, когда вообще не имеется для нее объяснения в принципе.

Все названные выше три ситуации в логике и образуют тот особый тип задач, который получил название проблемы. Специфика ситуации заключается здесь в том, что приходится решать не всю означенную проблему, которая в принципе никогда не может получить полного решения, а только лишь ее отдельные частные случаи. Например, философская проблема достижения бессмертия человека решается лишь как частная задача увеличения долголетия отдельно взятых жизней конкретных людей; проблема повышения уровня жизни на практике сводится или к повышения величины заработной платы, или к способам получения иных средств для обеспечения биологической жизнедеятельности человека, или к сокращению непроизводительных затрат на процесс жизнеобеспечения людей и т.д.

Заметим, что любое действительное познание начинается не с фактов (как обычно принято думать), а с выявления проблемы и с кристаллизации веры в необходимость и возможность ее решения.

Все задачи-проблемы имеют общие черты:

а) неповторимость (уникальность) выбора ситуации;

б) сложный характер альтернатив;

в) неопределенность последствий принимаемых решений;

г) наличие множества самых различных факторов, принимаемых во внимание;

д) наличие лица или группы лиц, принимающих решение.

Все многообразие задач-проблем, как нетрудно увидеть, может быть распределено на три группы:

а) Проблемы четко и ясно качественно структурированные и количественно сформулированные;

б) Проблемы нечетко и неясно качественно структурированные и количественно сформулированные;

в) Проблемы совсем не структурированные и не сформулированные.

В юридически-правовой практике чаще других приходится иметь дело с нечетко структурированными и с нелепо сформулированными задачами-проблемами.

В этой связи укажем на наиболее распространенные характеристики (особенности) проблем этого вида:

- принимаемые решения обычно относятся к какому-то будущему времени;

- как правило, имеется широкий диапазон альтернатив;

- решения сильно зависят от текущей неполноты технологических достижений;

- принимаемые решения требуют больших материальных и интеллектуальных вложений и содержат серьезные элементы риска;

- не полностью определены требования, относящиеся к стоимости необходимых работ и времени решения проблемы;

- проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Как уже подчеркивалось выше, подходы к решению проблемы, в конечном счете, сводятся к постановке "ключевых" вопросов и к поиску ответов на них. Что же такое вопрос в его логическом аспекте?

Вопрос есть выраженная в форме вопросительного предложения мысль, направленная на уточнение или дополнение некоторого первоначального знания[2].

Страницы: 1 2 3


Раскладывание сюжетных картин
Эта методика во многом близка к предыдущей, но имеет и свои особенности. Ребенку предлагается серия картин, на которых изображены различные этапы развития какого-либо события, и дается задание — разложить картины в логической последовательности, а потом рассказать об изображенном (происшествии. Для детей младшего возраста (7—11 лет) се ...

Типы семей
а) по составу поколений: – однопоколенная – нуклеарная, (семья, в которой вместе живут мать, отец и дети) — простая – многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушки и дедушки) — сложная; б) по составу родителей: – полная (дети и оба родителя) – неполная (детей воспитывает один и ...

Современные представления о предмете социальной психологии
В последнее время происходит расширение запросов практики, заостряются проблемы сознательного регулирования и управления общественными процессами. Решение возникающих проблем позволяло анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни, в условиях которой человеческий фактор приобретает значительную роль. А ис ...