Понятие гипотезы. Гипотеза и версия, их логические структуры.Страница 1
Гипотеза есть форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.[5]
Слово "гипотеза" происходит от греч. hypothesis – "основание", "предположение". Если же исходить из этимологии термина "гипотеза", то под этим можно понимать некоторое "ослабленное утверждение". Отсюда гипотеза, как форма развития знания, обладает определенными специфическими особенностями.
По своей логической форме гипотеза – это умозаключение, объясняющее чередование явлений как результат некоторого порядка. Предикату суждения приписывается субъект, взятый из другого суждения. Основанием для такого переноса является тождество предикатов суждений.
С чисто логической точки зрения гипотеза представляет собой условно-категорическое умозаключение. Первая посылка такого умозаключения – условное суждение "Если , то .". Вторая посылка в категорической форме утверждает или отрицает предшествующий (антецедент) или последующий (консеквент) элементы импликации. Импликация всегда такова, что из ложной посылки истина следовать может, а из истинной посылки ложь следовать не может.
![]() |
В соответствии с приведенными здесь схемами a есть собственно выдвигаемая гипотеза (основание), b – ее следствие. Следствие гипотезы, таким образом, может быть либо подтверждено (см. ***), либо опровергнуто (см. **). Отрицание следствия (см. **) ведет к достоверному отрицанию основания (гипотезы). Подтверждение следствия (см. ***) ведет лишь к вероятностному утверждению основания (гипотезы).
Таким образом, разработка гипотезы, связанная с установлением вытекающих из нее следствий, подчинена двум направлениям научного вывода:
1) опровержению гипотезы;
2) подтверждению гипотезы.
Принципиальный момент заключается в следующем: опровержение следствия опровергает гипотезу, а подтверждение следствия еще не делает гипотезу достоверной, а придает ей лишь вероятностный характер. Отсюда, в частности, следует, что гипотеза никогда по самой своей сути не может быть подтверждена, но зато она может быть окончательно опровергнута.
Разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Однако достаточно одного хорошего опровержения, чтобы было абсолютно доказано, что данная гипотеза оказывается ложной. Отсюда самые надежные результаты исследования вытекают именно из опровержений. Здесь ясно одно: опровержения обладают большей силой, чем подтверждения.
Гипотеза никогда не возникает на пустом месте: невозможно начинать исследование с предположения, будто о предмете изучения ничего не известно. Гипотеза тем более не является просто измышлением. Более того, серьезная гипотеза фактически равномощна информационной революции. Поэтому постановку новых гипотез целесообразно расценивать как результат большей значимости, чем ответ на уже известные вопросы.
Гипотезы можно подразделять по познавательным функциям и по объекту исследования.
Гипотезы по познавательным функциям подразделяются на:
a) описательные гипотезы (какие свойства у объекта?);
b) объяснительные гипотезы (каковы причины возникновения объекта?).
Гипотезы по объекту исследования подразделяются на:
a) гипотезы общие;
b) гипотезы частные.
Объяснительные гипотезы, по-разному объясняющие одни и те же факты, называются версиями.
Всякая гипотеза в своем развитии проходит определенные этапы:
a) анализ отдельных фактов и отношений между ними;
b) синтез фактов и их обобщение;
c) выдвижение самого предположения.
При выдвижении гипотезы необходимо учитывать ряд принципиальных требований:
1. Объективность исследования. Объективность здесь означает, с одной стороны, отсутствие предвзятости, а с другой стороны – всесторонность рассмотрения, что сводится к рассмотрению всех фактов и к построению всех версий.
2. Состоятельность гипотезы, что заключается, во-первых, в непротиворечивости гипотезы, во-вторых, в принципиальной проверяемости гипотезы, в-третьих, в эмпирической и теоретической обоснованности гипотезы, и, в-четвертых, в информативности гипотезы, т. е. в ее возможности выйти на новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение.
Всякая гипотеза должна быть принципиально проверяема. Процедура проверки состоит из двух этапов:
1. Дедуктивное выведение следствий.
2. Сопоставление выведенных следствий с фактами.
Общение руководителя и стиль управления
Коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, обеспечивающей свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения непосредственно влияет на направление и поток коммуникаций. Из-за высокой степени вероятности появл ...
Специфика любовных отношений
Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех, которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и се ...
Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.
Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. сов ...

