Теоретические аспекты. Ценности как индивидуальный и социальный феномен
Страница 2

Психологические материалы » Система ценностей супружеской пары и ее изменение в браке » Теоретические аспекты. Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюрктейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетия американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентаций, применив метод анализа документов.

В 1970-х гг. американский социолог М. Рокич разработал методику измерения ценностных ориентаций, впоследствии получившую широкое применение в исследованиях зарубежных и отечественных социологов. В нашей стране ряд социологических исследований ценностных ориентаций с использованием модифицированной классификации ценностей М. Рокича был проведен В.А. Ядовым.

На протяжении последних десятилетий во многих странах мира, и, в частности, с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемы формирования семейных ценностных ориентаций. В начале 1970-х гг. ученые Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством А.И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентаций на семью в выборочных полевых социологических опросах [1, с. 14].

Проблеме социального измерения ценностей семьи и детей в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены первые работы А.И. Антонова и В.А. Борисова, 25-летний опыт такого рода исследований был обобщен в работе “Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов)”, где были подробно рассмотрены особенности применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи, различные методы исследования жизненного цикла семьи, методы социологического исследования семейного поведения. Представленный автором анализ достоинств и недостатков социологических методов, используемых в социологии семьи, позволяет определить среди них те, применение которых с целью выявления степени распространенности семейных ценностных ориентаций повышает вероятность выяснения истинных ценностных предпочтений респондентов.

По мнению Л.У. и М.Л. Гоффманов, использование тех социологических методов, которые подразумевают применение вербальных способов выявления ценностных ориентаций, способствуют получению стереотипных ответов, что приводит к снижению надежности необходимой информации. В связи с этим данные ученые предлагают более активно использовать невербальные методы (например, рисунки и фотографии), а также разработать специальные тесты по выявлению семейных ценностных ориентаций.

Методики выделения групп респондентов, ориентированных и не ориентированных на семью, а также факторов, влияющих на формирование семейных ценностных ориентаций, были рассмотрены в работах В.Н. Архангельского, В.Б. Ольшанского, Ю.П. Сикс, и др.

Снижение ценности семьи приводит ко все более широкому распространению среди населения внесемейных ценностных ориентаций, способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Это выражается также в том, что в настоящее время растущее число людей испытывает потребность в замещающих семейные ценности ценностях и объектах. Причины возникновения данной потребности и способы ее удовлетворения рассматривали в своих работах А. А. Попов, В. И. Максименков, Л. Хозяинова, а также зарубежные исследователи Э. Бек, М. Боуэн, X. Бриджер., Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л. Оконевски, Л. Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и другие.

Таким образом, анализу семейных ценностных ориентаций посвящены работы многих ученых.

Выводы:

Проблематика ценностей находится на пересечении нескольких разделов психологии и смежных наук.

Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.

Страницы: 1 2 


Анализ и использование результатов изучения психологии интересующего лица оперативным работником
По плану, в основном соответствующему приведенной схеме (приложение 1), оперативный работник Б.Е. Свидерский проводил психологическое изучение личности интересующего лица Т., подозревающего в участии в тяжком насильственном преступлении. Данные психологического изучения личности, проведенного оперативным работником. Подозреваемый вырос ...

Проблема интолерантности
Проблема интолерантности в отличие от толерантности изучается, как правило, только в антропологическом аспекте. Основатель психоанализа 3. Фрейд выделял в структуре личности Ид как область бессознательных влечений, Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Эго понимается, как часть психического аппарата, которая находится в к ...

Позитив
Осознанность позволяет испытывать позитивное эмоционально состояние вне зависимости от обстоятельств. Если в тебе достаточно осознанности, тебе не составит труда жить с улыбкой на лице и прямой осанкой, чтобы не произошло в жизни. Кстати, это можно использовать как тест на осознанность: как долго ты сможешь оставаться с улыбкой на лице ...