Механизмы проявления страхов у детей
Страница 1

Механизмы проявления страха у человека является условно рефлекторным. Возможны и интуитивные проявления страха.

В зависимости от авторов отмечаются разные причины страха.

Дж. Боулби отмечает, что причиной страха является присутствие чего – то угрожающего, но и отсутствие того, что обеспечивает безопасность. Авито приглашаю на маникюр с покрытием в Тамбове podolog68.ru.

К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние.

А. С. Зобов все опасности вызывающие страх разделил на три группы.

1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;

2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;

3. престижные угрожающие поколебать авторитет.

А что вызывает страх у детей, и какова его динамика, начиная с младенчества и заканчивая младшими школьниками?

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей.

Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается уже у новорождённых. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и темноты появляется после трёх лет, достигая пика в четыре года.

По данным П. С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе – страх, вызванный угрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Страх выступает как один из показателей многих нервных и психических заболеваний. Однако по отношению к здоровью детей дошкольного возраста и младших школьников. Страх может рассматриваться как самостоятельное болезненное состояние организма, дающее начало другим психоневрологическим заболеваниям. Именно по этой причине диагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельное значение.

Под страхом понимается реакция ребёнка в результате осознания им угрозы собственной биологической и личной целостности близких ему людей или себя.

Появление у ребёнка страха означает постепенное завершение "наивного" этапа его развития, когда он ещё верил в бессмертие сказочных героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей страх является результатом переживания ими утраты, боли на основе инстинкта самосохранения.

Первые страхи у детей появляются очень рано и обычно вызываются резким изменением окружающей среды или возникающими в организме ребёнка болями.

Страх смерти у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает заболевание детей неврозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться смерти родных и близких.

Степень и сила страха у детей во многом зависит от отношения родителей к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так как они весьма часто предостерегают своих детей, опасаются за них даже бес повода. Вторым источником страхов у детей является через мерная строгость родителей, так как частые и необоснованные наказания формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов у детей выступают страхи самих родителей, которыми дети быстро заражаются.

Исследования психологов показали, что у тревожных и беспокойных родителе более половины детей подвержены страхам различного рода. В зависимости от условий развития и типа нервной системы эти источники могут формировать страхи невротического характера. Эта форма страхов чаще всего наблюдается в подростковом возрасте в результате переживания, одиночества, уродства, потери близкого человека. Длительные переживания страхов могут оказать заметное влияние и на характер человека.

Виды страхов.

1.Боязнь различных раздражителей.

2.Боязнь боли – начиная с рождения.

3.Боязнь животных – примерно с 2 лет

4. Боязнь чужих людей, незнакомых объектов

5. Боязнь высоты, темноты.

6. Боязнь смерти.

7. Боязнь воин, катастроф.

В переживании страхов у детей чётко наблюдаются половые различия: девочки более боязливы, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менее боязливы, чем деревенские.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению страха.

Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям.

Страницы: 1 2


Метод опосредованного запоминания
Данный метод предназначен для исследования логической памяти. Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, имеющие ту или иную логическую связь с предъявленным словом. Существуют два варианта этой методики—для младшего и д ...

Выводы
Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что ведущими ценностями для студентов являются семья и карьерный рост-то есть, ценности, которые приоритетны для большинства членов общества. Это свидетельствует о том, что выявлена тенденция ориентации студентов на нормативные ценности. Значимым для самореализующейся личности является ...

Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
К середине 30-х годов были разгромлены также прикладные отрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология. Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волне общих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадемии, куда входила психотехника. В начале 30-х гг. они еще более усиливаются. Руководители психотехнич ...