Проблемы развития личности подросткаСтраница 9
Непосредственные мотивационные отношения формируются спонтанно и под влиянием воспитательных воздействий социальной среды на протяжении всего онтогенеза; в этом развитии человек играет сравнительно пассивную роль носителя мотивационной сферы и объекта воспитания. Однако среди мотивов, формируемых в этом процессе существуют и такие, которые готовят вторую линию мотивационного развития человека, требуя активного пересмотра того, что в нем было сформировано внешними силами. Таким образом, на определенном этапе развития у человека формируются мотивы, требующие "ревизии" других существующих у него мотивационных отношений, согласование их между собой, подчинение одних другим, устранения обнаруживающихся противоречий. Следствием такой специфической внутренней деятельности по упорядочиванию мотивационной сферы и является новый уровень собственно личностных мотивационных отношений.
Однако личность сталкивается не только с открытыми противоречиями в мотивационной сфере. Другой тип противоречий образуется тем, что, обладая, как правило, большим числом разнообразных увлечений и интересов, человек как субъект деятельности остается ограниченным во временном, энергетическом и других ресурсах. В таких случаях перед личностью стоит специфическая задача выбора среди нескольких, в принципе не отвергаемых, мотивов некоторого: для активного достижения и перевод остальных в ранг "потенциальных". Участие личности в мотивационном самоопределении не сводится к выявлению относительной силы и значимости конкурирующих мотивов. При их выборе необходимо учитывать такой важный момент как реальная возможность, иногда – величина вероятности их достижения, что требует привлечения познавательных процессов, то есть выводит формирование мотивационных отношений личности за пределы собственно мотивационных процессов.
Кроме формальной возможности человеку важно как можно подробнее знать те условия предстоящей деятельности, от которых зависит величина потребующихся усилий, средств, временных затрат, например существование единомышленников в каком то деле, готовность других людей принять его и т.д. следует отметить, что общественные условия не могут оставить мотивационное самоопределение зависящим целиком от решения личности и оказывают на него влияние тем, что связывают возможность достижения разных мотивов некоторыми общими условиями. Таким образом, мотивационная сфера личности формируется в результате сложной деятельности, ориентированной не только на оценку и согласование существующих мотивов, но предполагает так же учет своих способностей и возможностей, познание объективных условий жизни. Интегрированная представленность в ней различных сторон психического и то обстоятельство, что фактически она является реальной программой жизни, вполне оправдывает ее статус центрального образования личности.
Период подросткового возраста связанный с интенсивным развитием всей личностной структурой, и в частности, мотивационно-потребностной сферы. Вот почему характеристика мотивов деятельности и поведения подростков играет важную роль в раскрытии их психологических особенностей, выявлении механизмов управления процессом его воспитания и обучения. Если мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста, структура этих мотивов, соотношение структуры мотивов и успеваемости, влияние процесса обучения на формирование мотивов исследованы достаточно полно, то мотивы других видов деятельности, прежде всего общественно полезной, и просоциального поведения изучены слабо. Но именно эти мотивы в рассмотренный возрастной период играют доминирующую роль в развитии мотивационно потребностной сфере личности ребенка. Именно в системе общественно полезной деятельности формируется важнейшие для личностного самоопределения социальные и нравственные мотивы.
Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через ...
Темперамент и деятельность, темперамент и общение
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской ...
Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...