Мотивация достижения

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов и избегания неудач. Иными словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудач. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудач – с тревожностью и защитным поведением. Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором целей той или иной степени трудности. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, лишь незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на удачу лица склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получении информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудаче, напротив, переоценивают свои успехи. Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков работают быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, работа этих же людей ухудшается в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Знание человеком своих способностей влияет на его ожидание успеха. Когда в классе представлен весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями окажутся очень сильно мотивированными на достижение и (или) избегание неудач. Ни очень сообразительные ни малоспособные школьники не смогут иметь сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться им "слишком легкой" или "слишком трудной". Что же произойдет, если организовать классы по принципу равного уровня способностей? Когда школьники с примерно одинаковыми способностями находятся в одном и том же классе, повышается их интерес в достижении успеха и тревожность по поводу собственной несостоятельности. В таких классах увеличивается продуктивность деятельности у учащихся с сильной мотивацией достижения и слабой тревожностью. Именно эти учащиеся проявляют повышенный интерес к учению после перехода в гомогенные классы. В то же время ученики, у которых преобладает мотивация избегания неудачи, оказываются менее удовлетворенными в атмосфере большого соревнования в классе однородном по способностям. Многие психологи придерживаются противоположного мнения. Они указывают, что если классы формируются из учеников примерно равных слабых способностей с целью нейтрализовать путем низких требований к учащимся, то школа, учителя и другие учащиеся относятся к учащимся этих классов как к неудачникам. Соответственно они сами считают себя таковыми. Многие учителя не в состоянии скрыть свою неприязнь к вялым и неуравновешенным детям, составляющим эти классы. Подобная ситуация не только не оправдывает ожиданий, но имеет прямо противоположный результат: количество неуспевающих (объективно) увеличивается. Деление на гомогенные группы по способностям и успеваемости не оправдывает себя не только по тому, что при этом страдают учащиеся. Оно оказывает пагубное разрушительное воздействие и на учителей. Вот почему совершенно неудачным является выделение отстающих в обучении учащихся – обычно это дети с задержкой психического развития – в особые классы "выравнивания", "коррекции" и т.п.


Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрес ...

Эволюция представлений о темпераменте
а) Гален и Гиппократ К важнейшим открытиям этих врачей, усовершенствовавших технику изучения организма, включая головной мозг, относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь, став основой важнейшего для физиологии и психологии учения о ...

Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по конструктивному мышлению
Многие педагоги, заблуждаясь, считают, что, если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные; причем о них можно и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал, представленный в параграфе 2.1 поможет выявить эти способности. А я считаю не мало ...