Источники самооценки и механизмы ее формированияСтраница 2
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязательно учиться, и в процессе учения изменяет себя, присваивая коллектив-ные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций [7,286]. В то же время ребенок знает, что отличается от других, переживает свою уникальность, свою "самость", стремится утвердить себя среди сверстников и взрослых.
В притязаниях ребенка младшего школьного возраста во главу угла становится учебная деятельность. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает его к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки [7,298]. Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря этому он выполняет нормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, так как его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.
Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако, стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, может стать причиной его капризов. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, дети, которые отстали от сверстников.
Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Именно в подростковом возрасте (от 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности.
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подростка обособления от семьи. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям окружающих. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной сущности, собственного "Я" [7,346]. Однако находиться наедине со своим "Я" ребенок еще не может, он не способен глубоко и объективно оценивать самого себя.
Оценки могут быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. "Так надо", "Так принято", "Я должен" - эти позиции, которые могут приниматься без критики и ложиться в основу ценностных ориентаций и поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с усвоенной нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой в притязании на признание[7,412]. Однако в отрочестве по большей части любая самооценка носит неустойчивый характер.
Особенности самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается "Я-образ" - относительно устойчивая система представлений о себе. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ("Кто Я?", "Каким Я должен быть?"), по отношению к другим людям, а так же к моральным ценностям.
Выводы к I главе.
Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд). Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение себе и самооценка своей личности. Самооценка складывается в процессе воспитания.
Психические состояния и их влияния на поведение и работоспособность
человека.
Под психическими состояниями человека понимают целостную характеристику его психики за определенный период времени, так или иначе влияющих на психическую активность и функциональную работоспособность.
Основными факторами, которые вызывают и обуславливают психические состояния, являются факторы внешней ил внутренней среды, индивидуальны ...
Проблема неполных семей. Семьи с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положен ...
Исторический и культурный аспекты злоупотребления
психоактивными веществами
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет наркотик как психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, ...