Введение
Страница 1

Все больше внимания в педагогике уделяется здоровьесбережению и здоровьесберегающим технологиям. Поднят вопрос на государственном уровне. В 2001 году Министерство Образования и Здравоохранения РФ утвердили федеральную программу «Здоровье» для учащихся 1-11 классов. Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д.

В энциклопедическом словаре термином «здоровье» обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (т.1с.391)

По данным академика РАМН Ю.П.Лисицина, являющимся признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25% всех воздействий; 20 % составляют наследственные; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором , влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55 %, является образ жизни.

На достаточном уровне изучены вопросы об адаптивных реакциях организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Проведены исследования по выявлению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы человека на основных этапах онтогенеза, установлено влияние половых различий в развитии утомления. Исследования по установлению адаптационных механизмов на изменение физической нагрузки выявили, что занятия спортом на уровне массовых разрядов способствуют нормальному и гармоничному развитию подростков, укрепляют их здоровье, усиливают сопротивляемость ко всем заболеваниям, повышают эффективность учебы в школе, помогают адаптироваться к изменению внешних условий.

В настоящее время в медицинской литературе и практике широко употребляется термин «психическое здоровье». При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен (ВОЗ) Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Определенный интерес в плане решения проблемы психологического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П.Б.Ганнушкиным (1964),и получившая значительное распространение в последние годы (А.Е.Личко, 1977, 1979; Э.Г. Эйдмиллер, В.В.Юстицкий, 1983 и др.). В соответствие с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптаций, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями к определенным типам ситуаций. Это ситуации, требующие от подростка сдержанности проявлений своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном отклонении). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при сензитивном – «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом – необходимостью делать выбор, принять решение. Во всех случаях, подчеркивают Э.Г.Эйдмиллер и В.В. Юстицкий(1983)), причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией. Конечно, возникает множество вопросов: можно ли говорить о психологическом здоровье ребенка, подростка, юноши, взрослого? Человек, обладающий психологическим здоровьем, - каков он? В каких условиях он рос, развивался? Каковы его самоощущения, взаимоотношения с жизнью, чем он отличается от людей, имеющих различного рода «психологическое здоровье»? Все эти вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком. В эпоху перемен и кризисов, резкого ускорения темпов жизни острой проблемой встает вопрос сохранения и развития психологического здоровья населения, в первую очередь – детского.

Страницы: 1 2


Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом. Методика Бота
Французы Бота изложили свою систему работы в книге: "Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения". Целью работы Бота провозглашают обеспечение каждого ребенка максимум достижений. Педагогическая работа состоит из нескольких разделов: 1) Воспитание двигательных функций. 2) Воспитание ...

Выводы
В ходе данного исследования был проведён теоретический анализ литературы по заданной проблематике, который показал, что существует множество различных подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеполагания. Было показано, что эмоции целеполагании играют совсем немаловажную роль. Как мы уже увидели ранее, они не только окр ...

«Феноменологический тест: гипотеза и теории»
В связи с этим нужно подчеркнуть, что чувство гомогенно начинает сексуальный импульс, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Бессознательное представляет собой конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражител ...