ЛичностьСтраница 2
Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, не заменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.
Можно выделить индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению устойчивости:
- повышенная тревожность
- гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя
- эмоциональная возбудимость, нестабильность
- пессимистическое отношение к жизненной ситуации
- замкнутость, закрытость
Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о непознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно побуждающая функция тревоги может лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. (Вилюнас, Астапов, 1983) Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при повышенной тревожности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающий когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.
Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особеностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существую определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах может носить также и мобилизующий характер.
Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Ценностные ориентации в семейной жизни
Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека.
Исследования показывают, что ценности современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачны ...
Методы лечения булимии, диагностика заболевания и тесты на
предрасположенность к заболеванию. Методы лечения булимии,
предлагаемые современными психологами
Современные клиники предлагают не один способ лечения данного заболевания, используя как индивидуальный, так и комплексный подход с использованием новейшего оборудования и эффективных методов лечения, собранных в одном месте.
Всё лечение базируется на точной и развёрнутой диагностике.
- Психотерапия.
Один из главнейших инструментов в ...
Формула чувства любви
В качестве примера, отвечающего указанным требованиям, рассмотрим формулу, предложенную Евгением Сушко, для анализа чувства любви [5]. Предварительно отметим, что четкого и бесспорного определения любви не существует, и неизвестно появится ли оно вообще, учитывая огромное отличие во взглядах на любовь различных специалистов. Можно беско ...