Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности по Кеттеллу
Страница 1

Психологические материалы » Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя » Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности по Кеттеллу

Для изучения личности учителя использовалась методика 16PF Кэттелла. Необходимо выяснить какова характеристика личности учителя с толерантным-интолерантным поведением (см. рис. 13, приложение 10).

Рис. 13. Взаимодействие показателей коммуникативно-педагогической

толерантности с качествами личности

КПТ – коммуникативно-педагогическая толерантность

B - высокий интеллект

C - эмоциональная стабильность

L - подозрительность

N - проницательность

O - склонность к чувству вины

Q1 - радикализм

Q3 - способность сдерживать тревожность

Q4 - высокое напряжение

ЭК - экстраверсия

ТР - тревожность

Коммуникативно-педагогическая толерантность взаимосвязана с такими личностными качествами как высокий интеллект (r=0,223, p<0,05), эмоциональная стабильность (r=0,407, p<0,001), подозрительность (r=-0,267, p<0,001), проницательность (r=-0,168, р<0,05), склонность к чувству вины (r=-0,209, p<0,01), радикализм (r=-0,150, p<0,05), способность сдерживать тревожность (r=0,231, p<0,001), высокое напряжение (r=-0,230, p<0,01), экстраверсия (r=0,139, p<0,05), тревожность (r=-0,383, p<0,001). Наличие высокого интеллекта, способности учителя к нестандартности мышления, высокой способности к обучению; эмоциональной устойчивости, трезвости оценки ситуации, невозмутимости; гибкости в отношении перемен, педагог не ожидает враждебности, приемлет незначительность другой личности, понимающий и допускающий, терпеливый, не стремится исправлять ошибки других, уживчив и независтлив, легко примиряется, не стремится конкурировать; искренний, непосредственный, эмоциональный; уверен в себе и своих возможностях, бодрый, жизнерадостный, не раскаивающийся, спокойно, легко переживает жизненные неудачи, адекватный, нечувствительный к одобрению или неодобрению со стороны окружающих, энергичный, не имеет страхов; уважающий устоявшиеся идеи, терпимый к традиционным трудностям; предпочитает жить и работать с другими людьми; организован, умеет хорошо контролировать свои эмоции и поведение, действует всегда планомерно и упорядоченно, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца, хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять, заботится о впечатлении, которое производит на окружающих, заботится о репутации; спокойный, нефрустрированный; высокий уровень экстраверсии и низкий уровень тревожности обуславливает высокий уровень педагогической толерантности.

Социокультурная толерантность взаимосвязана с эмоциональной устойчивостью, доверчивостью, нефрустрированностью, с низким уровнем тревожности, а коммуникативная толерантность с высоким уровнем интеллекта, эмоциональной устойчивостью, доверчивостью, низким уровнем тревожности.

Не умение или не желание педагога понимать, принимать индивидуальность других людей объясняется низким интеллектом и эмоциональной неустойчивостью. Регламентирование педагогом проявления индивидуальности учащихся, требование от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует внутреннему миру, сложившимся ценностям и вкусам формируется у учителей с эмоциональной неустойчивостью и высоким уровнем тревожности. Не умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнера, формируется у учителей эмоционально неустойчивых, суровых, жестоких, подозрительных, скептичных, тревожных. Стремление перевоспитать партнера под себя связано с суровостью, жестокостью, подозрительностью, расчетливостью. Желание подогнать учащегося под себя, сделать его удобным возникает у педагогов с низким уровнем интеллекта и подозрительных. Не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности наблюдается у учителей эмоционально неустойчивых, недобросовестных, подозрительных, склонных к чувству вины, фрустрированных и тревожных. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту проявляется у учителей с низким уровнем интеллекта. Плохая приспосабливаемость к характерам, привычкам или притязаниям учеников наблюдается у педагогов напористых, настойчивых, подозрительных, импульсивных и тревожных. Уважение партнера по взаимодействию взаимосвязано с высоким уровнем интеллекта; доброта с доверчивостью, зависимостью от группы, нефрустрированностью, экстраверсией и с низкой тревожностью; эмпатия с эмоциональной устойчивостью, доверчивостью, уверенностью в себе, высоким самоконтролем поведения, нефрустрированностью и низким уровнем тревожности.

Страницы: 1 2


Характеристика основных свойств личности
Характеристика основных свойств личности: По общему признанию отечественных психологов. К основным свойствам личности относят: - направленность личности - ее темперамент - характер - способности Направленность личности – это совокупность наиболее устойчивых доминирующих мотивов поведения, знания которых позволяют ответить на 2 воп ...

Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет. Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь. Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного т ...

Стратегия поведения и методы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем: ...