РекомендацииСтраница 1
В соответствие с задачами школы, одой из которых является выпускник – ориентирующийся в жизненном пространстве, способный к самоопределению, адаптирующийся в быстро меняющемся мире очень важным является введение социально-психологической службы в образовательном учреждении, в частности, в данную школу, в которой в настоящее время такой службы не существует.
В подростковом возрасте важна психологическая помощь со стороны, и подростки готовы к ее принятию в силу развивающейся потребности в познании себя. У них повышен интерес к самому себе и оценке своих личностных качеств, хороший уровень суггестивности. Необходима целенаправленная психологическая помощь с целью развития эмпатии, навыков общения, становления оптимальной самооценки.
Предлагается психологический курс занятий, рассчитанный на данных учащихся, которые перейдут в 9 класс, состоящий из трех блоков.
Цель: создание условий для успешной СПА и личностного роста подростков с учетом индивидуальных особенностей.
I «Мир эмоций» :
1. Что значит «Я – подросток»?
2. Как узнать эмоцию?
3. Эмоциональный словарь
4. Управление эмоциями
5. Запретные чувства
6. Страх
7. Побеждаем тревоги
8. Злость и агрессия
9. Обида. Как её простить?
10. Зачем нужна эмпатия?
11. Развиваем эмпатию.
12. Эмпатия в действии.
II«Наедине с собой»:
1. Чем уверенность в себе отличается от самоувереностью? Что я знаю о себе?
2. Мои имена
3. Как меня видят другие?
4. Мои достоинства и недостатки.
5. Как превратить недостатки в достоинства?
6. Мои ценности.
7. Время взрослеть.
8. Моя семья.
9. Что такое уверенность в себе?
10.Тренируем уверенность в себе.
11.Умение сказать «нет».
III «Общаться, как ?» :
1. Какая бывает информация?
2. Невербальная информация.
3. Как лучше подать и понять информацию?
4. Барьеры на пути информации.
5. Стереотипы в общении.
6. Конфликт. Его причины.
7. Различные стратегии поведения в конфликте.
8. Доверие в общении.
9. Умею ли я слушать?
10.«Трудные люди»
11.Бесконфликтное общение с «трудными людьми».
IV Итоговое занятие.
В ряде исследований отмечается, что самооценка в подростковый период меняется от ситуативной, неустойчивой, подверженной внешним воздействиям до устойчивой.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Такие люди часто выступают причиной конфликта. Неадекватная самооценка – причина неблагоприятных межличностных отношений. Отсюда – дискомфорт эмоциональной сферы подростка. Поскольку самооценка складывается под влиянием окружающих людей важно помочь подростку «вырасти в собственных глазах», поднять его значимость и в восприятии его окружающими.
Здесь к работе в первую очередь подключаются классные руководители как организаторы внеурочного общения ребят. Рекомендуется:
- Использовать технологию КТД (коллективного творческого дела), где подвижны роли лидерства.
- Выставки достижений ребят, и не только учебных
- Чаще использовать поощрение как средство повышения мотивации к деятельности.
Одной из успешных форм является проведение групповых тренинговых занятий, где реализуется потребность в активных формах обучения, принадлежности к группе, самореализации собственного «Я». Основой разработки программы занятий можно использовать - Тренинг личностного роста с подростками Лидерс А.Г. // журнал практического психолога №1,1998 //
При работе с высоко тревожными детьми и низкой самооценкой необходимо учесть следующее:
1. Не ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
2. Оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение школьника.
3. Использовать косвенные меры, например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого товарища.
4. Принимать ребенка без всяких условий. Не забывать говорить, что уверены в его возможностях, что цените его как человека.
5.Постоянно оказывать детям поддержку.
6. Предъявлять требования соответственно возможностям и стремлениям ребенка.
Состояние психологического знания в России в начале XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XIX - начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализа ...
Дезадаптация.
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, владение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможен. /12/
Н.Л.С ...
Тест Роршаха
Как и ТАТ, является прожективной методикой. По замыслу ее создателя, методика позволяет в результате анализа специфических особенностей творческой деятельности человека выявлять индивидуальные особенности личности. Испытуемому последовательно предъявляется 10 карточек с изображением симметричных, неопределенной формы цветных пятен и пре ...