Отклонения в характере и поведении детей
(психопатические проявления)Страница 1
Психопатия представляет собой комплекс существующих с самого рождения черт и задатков, особенностей темперамента и характера, вызывающих различного рода трудности в жизни как для самого ребенка (а впоследствии взрослого человека), так и для окружающих.
Стало быть, у детей, наделенных психопатическими чертами, имеются не какие-то временные болезненные симптомы, а определенный склад психики, дисгармония отдельных психических функций, неадекватность, несоразмерность реакций на внешние раздражители.
Конечно, немалую роль играют в этих случаях условия воспитания. Ведь взрослые могут с первых лет жизни ребенка приложить необходимые старания (иногда прибегая к помощи воспитателей дошкольных учреждений, педагогов, врачей), чтобы искоренить в сыне или дочери нежелательные качества. Другие же, не придавая этому серьезного значения, наоборот, всячески культивируют в ребенке имеющиеся негативные черты. В результате окончательно формируются психопатические проявления, которые затем начинают определять все реакции, поступки, манеру поведения.
Мы расскажем о двух формах указанной патологии – о психопатии психастенического и истерического круга, наиболее часто встречающихся в детском возрасте.
Дети-психастеники крайне нерешительны, ранимы, стеснительны, неуверенны в своих силах, робки. В новой ситуации они оказываются беспомощными и пассивными, общение с незнакомыми людьми приводит к скованности, у них «сохнет во рту», они обливаются потом, произносят невпопад какие-то фразы, при этом проявляют еще большую растерянность и стараются поскорее покинуть незнакомое общество. Со сверстниками сходятся с трудом, причем не из-за отсутствия стремления к контакту, а из-за боязливости и застенчивости. Они обнаруживают, кроме того, склонность рассуждать по любому поводу, что в значительной степени мешает им проявлять твердость в тех или иных решениях, самостоятельность и инициативу.
Психастеники чаще всего предпочитают одиночество. Наедине они чувствуют себя более спокойно и уверенно. Эта уверенность мгновенно пропадает в компании. Моторная неловкость, «зажатость», робость этих детей обычно оказываются объектом насмешек со стороны сверстников, что приводит к сильным переживаниям, усиливает и без того свойственное психастеникам чувство собственной неполноценности, еще больше заставляет их искать уединения, замыкаться в себе.
Критическим периодом, когда психастенические черты начинают обнаруживаться во всей полноте, обычно является 7–8-летний возраст. Это период трудных для ребенка первых школьных лет, период смены безмятежного детства новыми строгими правилами, определенными обязанностями, появлением сознания ответственности.
Дети-психастеники нелегко привыкают к новым требованиям. У них усиливаются тревожность и сомнения, они живут в постоянном ожидании каких-то неприятностей, проявляют беспокойство по малейшим пустякам. Встают в 5–6 часов («чтобы не опоздать в школу»), по нескольку раз подряд моют руки, чтобы ни в коем случае не получить замечание при осмотре санитарной комиссией. Придя домой из школы, они не бегут во двор, а сидят за столом, еще и еще раз переписывая заданный урок, пока не добьются, чтобы не было ни одной кляксы или помарки. По сути дела, чрезмерной тщательностью и аккуратностью они как бы компенсируют неуверенность.
Отвечая урок, они теряются, краснеют, смущаются. Экзамены для них представляют почти непреодолимое препятствие. Готовиться к экзаменам дети начинают задолго, без конца повторяют пройденный материал и не дают при этом покоя родителям, заставляя проверять их знания.
Такие дети, как правило, оказываются не в состоянии постоять за себя, возражать, спорить, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. В жизни они в силу описанных характерологических черт всегда чувствуют себя на последних ролях.
Другая форма – психопатия истерического круга. Главная особенность детей-истериков проявляется в стремлении постоянно обращать на себя внимание окружающих. Все должны слушать только его, восхищаться его познаниями, остроумием и др. Если собирается компания, он стремится командовать сверстниками, обязательно быть лидером, заводилой.
Типы коммуникаций. Вербальная коммуникация
В вербальном
общении обычны два варианта речи - устная и письменная.
Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает ра ...
Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи
дошкольника
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления [13 ...
Определение предмета социальной психологии
Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.[1] Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - ...