Отклонения в характере и поведении детей (психопатические проявления)
Страница 1

Нервные дети » Отклонения в характере и поведении детей (психопатические проявления)

Психопатия представляет собой комплекс существующих с самого рождения черт и задатков, особенностей темперамента и характера, вызывающих различного рода трудности в жизни как для самого ребенка (а впоследствии взрослого человека), так и для окружающих.

Стало быть, у детей, наделенных психопатическими чертами, имеются не какие-то временные болезненные симптомы, а определенный склад психики, дисгармония отдельных психических функций, неадекватность, несоразмерность реакций на внешние раздражители.

Конечно, немалую роль играют в этих случаях условия воспитания. Ведь взрослые могут с первых лет жизни ребенка приложить необходимые старания (иногда прибегая к помощи воспитателей дошкольных учреждений, педагогов, врачей), чтобы искоренить в сыне или дочери нежелательные качества. Другие же, не придавая этому серьезного значения, наоборот, всячески культивируют в ребенке имеющиеся негативные черты. В результате окончательно формируются психопатические проявления, которые затем начинают определять все реакции, поступки, манеру поведения.

Мы расскажем о двух формах указанной патологии – о психопатии психастенического и истерического круга, наиболее часто встречающихся в детском возрасте.

Дети-психастеники крайне нерешительны, ранимы, стеснительны, неуверенны в своих силах, робки. В новой ситуации они оказываются беспомощными и пассивными, общение с незнакомыми людьми приводит к скованности, у них «сохнет во рту», они обливаются потом, произносят невпопад какие-то фразы, при этом проявляют еще большую растерянность и стараются поскорее покинуть незнакомое общество. Со сверстниками сходятся с трудом, причем не из-за отсутствия стремления к контакту, а из-за боязливости и застенчивости. Они обнаруживают, кроме того, склонность рассуждать по любому поводу, что в значительной степени мешает им проявлять твердость в тех или иных решениях, самостоятельность и инициативу.

Психастеники чаще всего предпочитают одиночество. Наедине они чувствуют себя более спокойно и уверенно. Эта уверенность мгновенно пропадает в компании. Моторная неловкость, «зажатость», робость этих детей обычно оказываются объектом насмешек со стороны сверстников, что приводит к сильным переживаниям, усиливает и без того свойственное психастеникам чувство собственной неполноценности, еще больше заставляет их искать уединения, замыкаться в себе.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают обнаруживаться во всей полноте, обычно является 7–8-летний возраст. Это период трудных для ребенка первых школьных лет, период смены безмятежного детства новыми строгими правилами, определенными обязанностями, появлением сознания ответственности.

Дети-психастеники нелегко привыкают к новым требованиям. У них усиливаются тревожность и сомнения, они живут в постоянном ожидании каких-то неприятностей, проявляют беспокойство по малейшим пустякам. Встают в 5–6 часов («чтобы не опоздать в школу»), по нескольку раз подряд моют руки, чтобы ни в коем случае не получить замечание при осмотре санитарной комиссией. Придя домой из школы, они не бегут во двор, а сидят за столом, еще и еще раз переписывая заданный урок, пока не добьются, чтобы не было ни одной кляксы или помарки. По сути дела, чрезмерной тщательностью и аккуратностью они как бы компенсируют неуверенность.

Отвечая урок, они теряются, краснеют, смущаются. Экзамены для них представляют почти непреодолимое препятствие. Готовиться к экзаменам дети начинают задолго, без конца повторяют пройденный материал и не дают при этом покоя родителям, заставляя проверять их знания.

Такие дети, как правило, оказываются не в состоянии постоять за себя, возражать, спорить, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. В жизни они в силу описанных характерологических черт всегда чувствуют себя на последних ролях.

Другая форма – психопатия истерического круга. Главная особенность детей-истериков проявляется в стремлении постоянно обращать на себя внимание окружающих. Все должны слушать только его, восхищаться его познаниями, остроумием и др. Если собирается компания, он стремится командовать сверстниками, обязательно быть лидером, заводилой.

Страницы: 1 2


Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера
Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному, например к своему делу. В психологии существует много попыток выделения качественно специфичных типов ...

Способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности
Все способы психического воздействия в оперативно-розыскной деятельности на интересующее лицо можно разделить на три группы [7, c. 13]: · приемы, содействующие распознанию ложности показаний; · приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний: · приемы оказания мнемической помощи. Внутри этих групп возможна дополнительная клас ...

Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной школы. Процедура эмпирического исследования
В эксперименте приняли участие педагоги средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы, Котласа Архангельской области в количестве 286 человек и 50 студентов Коряжемского филиала Поморского государственного университета им М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, и проходило с 2 ...