Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Страница 3

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Значит конструктивное мышление тоже невозможно без других видов мышления. То есть конструктивное мышление -это синтез разных видов мышления.

Все психологи сходятся в одном: мышление человека-это высшая форма его познавательной деятельности. Я хочу остановиться на главном разногласии: одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт-идею, новое решение (С. л. Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я. Гальперин) [23, с.35].

Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний -одна из функций памяти, в то время как "искание и открытие нового" действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс, который лежит в основе дизайна.

Мышление, в отличие от "думания", дисциплинировано целью. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел ее решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит, задача воспитателя, учителя - создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить. Чтобы сделать это правильно, давайте рассмотрим естественный (не построенный искусственно) процесс познания ребенком окружающего мира.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы ("почему?", "как?", "зачем?") у маленьких почемучек Обратите внимание на эти вопросы. Вопрос "почему?" ("из-за чего?") устанавливает причинно-следственные связи; вопрос "зачем?" - вопрос к цели ("для чего?"), а вопрос "как?" (как устроен, как поступить) - стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа "что?", "где?", "когда?", но их обычно меньше, и касаются они новых предметов ("что это?").

Условно вопросы можно было бы разделить по их функции: вопросы, активизирующие мышление ("как?", "почему?", "зачем?" и их варианты), и вопросы, актуализирующие память ("что?", "какой?", "когда?", "сколько?", "где?" и т.п.) Ответить на вопрос "Когда это произошло?" можно только в том случае, если знаешь и помнишь время события. Это вопрос к памяти. Чтобы ответить на вопрос: "Почему это произошло?", требуется собственное размышление ребенка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии: прерывание размышлений ребенка ("подрастешь - узнаешь"), воспитание интеллектуального иждивенца ("разжевать и положить в рот", лишив ребенка возможности самому поискать ответ) или поддержка познавательного процесса ("А ты сам как думаешь?").

Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Средством создания проблемной ситуации для активизации конструктивного мышления является конструктивная деятельность.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т.д.)

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному значению.

Страницы: 1 2 3 4


Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах: - безразличие (толерантных отношений в такой форме вполне достаточно, когда дело касается различий в обычаях, мнениях, убеждениях) [82, с. 49]. - уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу ...

Заучивание слов
При помощи этой методики исследуется словесная механическая память. Испытуемому предлагается запомнить 10 не связанных по смыслу слов (дом, лес, хлеб, окно, пень, стол, игла, мост, флаг, мед). После первого прочтения никто из испытуемых, за очень редким исключением, повторить все слова не может. Поэтому чтение слов повторяется несколь ...

Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...