Проблема агрессивного поведения подростка в современной психологии. Понятие
агрессивности.Страница 1
Американский психолог Э.Фромм по поводу агрессии говорил, что это «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, не зная, как их анализировать.» (16 с.316)
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр.(5 с.12)
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Основные формы:
Вербальная агрессия - форма агрессивного поведения, в котором используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.
Физическая агрессия - агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное против другого субъекта или объекта. Делится на прямую и косвенную формы.
Прямая агрессия - агрессивное поведение намеренного характера, цель которого не скрывается.
Агрессия косвенная - агрессивное поведение, направленность которого против некоторого лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается. Выражается в форме разрушительного отношения к вещам.
Доброкачественная агрессия - оборонительная агрессия.(16 с.321)
Злокачественная агрессия - спонтанная (т.е. проявление дремлющих деструктивных импульсов, активизирующихся при чрезвычайных обстоятельствах) или связанная со структурой личности (т.е. связанная с деструктивными чертами характера (жажда власти, садизм, мазохизм).
Жестокость - агрессия с точки зрения этических критериев.
На всем протяжении развития человечества агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени проявления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами, нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, которым агрессивность, по-видимому, не известна. Агрессивность – одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З.Фрейду, агрессия – отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти (энергия мортидо), разделяющей с Эросом господство над миром (энергия танатос). Склонность к агрессии – первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в которой культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие.
Если энергия смерти не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого человека. Проявлением этого является чувство вины, негативизм, нелюбовь к себе.
Образ мира как система значений и поле смысла
Понятие «образ мира» в отечественной психологии стало активно обсуждаться А.Н. Леонтьевым, который определил его как сложное многоуровневое образование, обладающее системой значений и полем смысла. «Функция образа: самоотражение мира. Эта функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, опосредованную образом п ...
Выводы
Проанализировать взаимосвязь агрессивности и темперамента.
Выработать рекомендации.
1. Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и ...
Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Когнитивное развитие дошкольников (от 6 до 10 лет)
Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления.
Эгоцентрическое и магическое мышление
Эгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассмат ...