Интерес как механизм учебной мотивацииСтраница 3
б) осознанное отношение школьника к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета;
в) эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью искания, горечью неудачи и торжеством открытий;
г) выражение в волевом действии: интерес направляет усилия ученика на открытие новых сторон и признаков предмета.
Интересы младших школьников (1-2 классов) отличаются следующими характерными особенностями:
- подражательностью (случайностью возникновения);
- непостоянством, кратковременностью, легким и беспричинным изменением;
- поверхностью (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть — непривлекательно);
- близостью собственному жизненному опыту;
- разбросанностью (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи; дети задают множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного материала);
- направленностью на ближайший результат. (Решил задачу или нет ? Сколько ошибок сделал? Какую отметку поставил учитель?)
Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и сам процесс обучения. Младшие школьники особенно активно реагируют на непосредственные впечатления. Достаточно учительнице принести в класс книжку в новой обложке или начать рисовать на доске какие-нибудь иллюстрации, чтобы каждому захотелось это поскорее рассмотреть. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство. Известны свежесть, яркость детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее. Ученики вторых классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. Характерна готовность детей реагировать сразу же. Вместе с импульсивностью детей это придает занятиям стремительность, напряжение и насыщенность. Чтобы ученики не скучали, необходимы частые переходы от одних заданий к другим; чтобы внимание их было напряжено, не следует затягивать паузы. У опытного педагога дети многое успевают получить за один урок.
Особая чуткость учащихся к образно-эмоциональным моментам постоянно обнаруживается на уроках связанных с чтением. Успех урока зависит от доходчивости произнесения текста, использования таких форм занятий, как чтение по ролям и инсценировка, от умелой постановки вопросов. Учащиеся проявляют готовность проникнуться тем, что внушает автор, - представить себе описание, улыбнуться шутке, сопереживать, они лишены какого-либо недоверия к автору и не рассуждают о достоинствах текста. Каждый раз обращают на себя внимание живость реакции и полная настройка класса на то содержание, которое стало темой урока.
Постоянное соприкосновение детей 8-9 лет со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать и вбирать приводят к очень характерному для этого возраста наивному и игровому отношению к некоторым знаниям. Приобщаясь к сфере познания они продолжают играть. Внешнее, формальное усвоение многих понятий, заимствуемых у взрослых, пока и не может быть иным.
Наивно-игровой характер познания, свойственный детям рассматриваемого возраста, делает особенно интересным так называемое выразительное чтение детей, которое широко используется в педагогической практике. Например, ученикам вменяется в обязанность произносить фразы громко, отчетливо и с такими интонациями, которые соответствовали бы их содержанию. Процесс чтения превращается в исполнение ролей – за автора и, где возможно, за действующих лиц. Манера чтения в классе в значительной мере повторяет манеру чтения учительницы, но некоторые ученики превосходят учительницу не только увлеченностью, звонкостью голоса, но и большей изобретательностью в передаче интонаций. При этом ученики с особым усердием и полнотой выражают чувства, не сдерживая себя, не стыдясь. Такое рода подражание чьим-то чувствам доставляет им удовольствие и, возможно, содействует более прочному и детальному усвоению читаемого. Но характерная особенность: младшие школьники умеют выразительно, т.е. прочувствованно и с разумными интонациями, читать и такой текст, который почти не понимают.
Для младших школьников внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. [16]
3. К авторитету ООО «СМУ 11»
3,9
4,1
3,7
3,9 ...
Результаты исследования
В ходе исследования были получены следующие
результаты, представленные в Таблицах 1 - 6.
Таблица 1 МИФИ-КАРМА АДУЛТ
Характеристики
показателей
жизнедеятельности
Среднее значение в выборке молодежи
Среднее значение в выборке пенсионеров
1
Пассивность
0,31
0,49
2
Общий показатель
комфорт ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и
самооценки ребенка младшего школьного возраста. Организация
и методы исследования
В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено эмпирическое исследование на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Гурьевска в период с января по март 2006 года.
В исследовании приняли участие 60 человек, 30 диад «ребенок – отец». Средний возраст мужчин составил 26,5 лет, в ...