Условия формирования учебно-познавательной мотивацииСтраница 5
Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.
Для развития учебно-познавательной мотивации важен стиль взаимодействия учителя с учащимися. Гуманистическая психология считает важным условием формирование мотивации деятельности использование в ходе обучения такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т. е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т. е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом, иногда даже специально играет роль «незнающего» перед «знающим» учеником. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения. Педагог при этом может «допустить» (преднамеренно) и ошибку, а обнаруживают ее дети. Но он принимает поправку только после их убедительных аргументов, конечно, благодарит за то, что ему помогли.
Эмоциональный фон урока- формирование учебно-познавательной мотивации. Учитель, чтобы добиться результатов должен для себя знать, что для творческой активности учеников, прежде всего, необходимы положительные эмоциональные состояния, которые потом будут способствовать самостоятельному свободному продвижению учеников в информационном пространстве.
Важно знать: если приятное занятие начнет сочетаться с неприятными переживаниями, то постепенно это занятие станет неприятным, и ребенок откажется в последствии от него. Накопление неприятных переживаний со временем образовывает эмоциональный барьер, через который не так легко прорваться даже при желании. Мотивы интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются человеком как жажда знаний, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний формируются только на основе положительного эмоционального фона. [20]
Когда ученику нравится деятельность, когда такая деятельность приносит удовольствие ученик не считаясь с усталостью, временем, противостоя другим отвлекающим факторам, настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, над решением учебной задачи. Учителю необходимо способствовать созиданию радости от учения, с возрастанием радости постепенно будут отпадать, и разрушаться эмоциональные барьеры, мешающие ребенку полноценно проявлять свои способности и задатки.
Мотивация к учебе в начальной школе в основном строится не на глубоком интересе к конкретному предмету и пока еще вряд ли на желании преуспевать в будущем. Понятие ответственности для младшего школьника во многом абстрактное. Другое дело так называемый мотив высокой оценки: «пятерка» от учителя, похвала родителей – ради этого ребенок действительно готов усердно заниматься. А вот потребность к обретению новых знаний можно и нужно развивать. Ребенок вряд ли будет стараться и выполнять все требования учителя и родителей, если не будет понимать, для чего учиться. Причина нежелания учиться действительно часто кроется в том, что ребенок не знает, чего от него хотят.
На момент начала обучения ребенка в школе у большинства первоклассников учебная мотивация еще не сформирована или только начинает формироваться. В то же время у ребенка есть познавательный интерес, тяга ко всему новому, необычному. Сформируется ли из этого живого стремления ребенка познавать окружающий его мир учебная мотивация и в дальнейшем любовь к знаниям или же нет, во многом зависит от позиции родителей ребенка. Часто родители с первых же робких шагов своего чада в школьной жизни предъявляют к нему излишне высокие требования, хотят, чтобы ребенок непременно учился на «отлично», не допуская права на ошибку. Излишне строго реагируют на неизбежные в начале обучения промахи и ошибки, тем самым создавая предпосылки для формирования тревожности у ребенка, приоритетности получения хорошей отметки, а не знаний. Часто родители сравнивают успехи своего ребенка с успехами других сверстников: «А вот Колька из первого подъезда .», со своими успехами: «Вот я в твои годы .» или с эталоном, с тем, как «должно быть». Детские психологи рекомендуют родителям первоклассников сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными успехами вчера, с первых дней обучения развивать у маленького школьника чувство уверенности в себе и своих силах, способствовать успешности ребенка – это поможет избежать многих проблем в дальнейшем. У родителей первоклассников радость и гордость перемежаются с опасением за собственное чадо. Будет ли ему в школе комфортно, найдет ли он общий язык с учителем, с одноклассниками? Родители в массе своей делятся на две исключительно полярные категории. Первые привыкли всячески опекать ребенка. Они будут выполнять вместе с ним (а иногда и за него) домашние задания, собирать портфель и в итоге просто не позволят ему стать самостоятельным.
Основные характеристики внимания
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о в ...
Методические рекомендации по профилактике алкоголизации и курения родителям
И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной, и в первую очередь, семейной.
Просвещение в алкогольных вопросах средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Кажется, не ...
Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в котор ...