Условия формирования учебно-познавательной мотивацииСтраница 3
Сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация, которая сталкивает учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса. В результате, чтобы сформировать мотивацию учения младших школьников, необходимы следующие условия:
- Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Решал вопросы проблемного характера.
- Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Необходимо понимание важности преподносимого материала.
- Новый материал должен быть хорошо связан с те, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудным, но посильными.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Чтобы выяснить мотивацию учения у младших школьников учитель задает вопросы типа: «Почему ты учишься?», «Зачем ходишь в школу?». Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно и грамотность проверить, а заодно узнать и о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя — а действительно, зачем я учусь?
Для школьников 1—2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Пала и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», « Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.
В З—4-х классах характер о несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня “4”и”5”. Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (З-й класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда я вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4-й класс) «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут лишь «5», папа обещал летом повезет меня на настоящем морском корабле. Я люблю рёшать задачи по арифметике. У меня всегда “5“ , а вот не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, я получаю “3” (4-й класс).
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3—4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только «4» и «5», потому что если получу «3», то меня будут ругать дома».
Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неосновным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, — русский язык и математика — редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.
Практическая часть. Цели, объект, предмет и эмпирическая база исследования.
Целью
нашего исследование было изучение рефлексии самореализации студентов и выявление особенностей ценностных ориентаций личности в начале процесса самореализации.
Объектом исследования
выступили студенты-первокурсники – как юноши, так и девушки – ГУ ВШЭ факультета Государственного и муниципального управления.
Предметом исследовани ...
"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистский генезис, хотя Уотсон это отрицал. Тест, например, неустойчив. Душа, иcходя из того, что вызывает ...
Понятие олигофрении
К олигофрениям относят различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве недоразвития психики, характеризующегося преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. Психическое недоразвитие при олигофрении носит диффузный, тотальный характер, причем недоразвитие в первую очер ...