Причины употребления психоактивных веществСтраница 2
• неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний;
• неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;
• отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей.
Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:
• неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;
• неудачное участие в школьных мероприятиях;
• неспособность справиться с общественными задачами;
• принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;
• позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ в школе, среди сверстников и в обществе.
Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:
• крепкие семейные узы;
• положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;
• успех в школьных мероприятиях;
• крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами;
• соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.
Другие факторы, такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками и убеждение, что употребление наркотиков в общем не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики [6].
Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности [6].
Существует много теорий, так или иначе объясняющих причины наркомании:
1.психоактивное вещество стало необходимым компонентом обмена веществ;
2.ряд психоактивных веществ не чужеродны организму, т.к. в малых дозах они продуцируются различными клетками и тканями (алкоголь, опиаты);
3. социальная психология в основе наркологической зависимости видит остатки архаического мышления и связанный с ним психологический настрой, создающий иллюзии защищенности и психологического комфорта. В современном виде это тосты за здоровье, успех, различные обряды по юбилеям, важным событиям, подсознательно адресованные к вере в неясные силы, которые могут защитить или обеспечить успех [2] .
Особое значение в современных социальных условиях приобретает увлечение наркотиками детей и подростков. Нередко в "рядах" наркоманов оказываются дети в возрасте 12 -13 лет. Удел молодого поколения— неалкогольные психотропные вещества. К ним относятся ненаркотические лекарственные препараты (транквилизаторы, циклодол, эфедрин и др.), бытовая химия. Они легко доступны и дешевы.[10]
Особую тревогу вызывает резкое “омоложение” контингента наркозависимых. Поэтому, важное значение представляет выявление склонности подростка к наркотической зависимости ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни.
Таким образом, к причинам наркотической зависимости в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку. Также необходимо отметить, что, психологические особенности личности подростка – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, возможность и характер суицида, алкоголизация являются риском начала употребления наркотических средств, что также является причиной склонности подростка к наркотической зависимости.
Механизмы целеобразования
О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования:
преобразование побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом;
превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки практического действия;
смена (переформулирование) целей при недостижении первоначального предвосхищ ...
Управление мыслями
Для человека с низким уровнем осознанности кажется не возможной сама идея управлять своими мыслями, заставлять себя думать о чём ты хочешь. Тем не менее, навык сосредоточивать все свои мысли на одном, можно развивать – и он развивается параллельно с развитием осознанности. Сколько секунд подряд ты можешь думать о лимоне, не прерываясь н ...
Период эллинизма
Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии (IV век до н.э.) македонского царя Александра. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободна ...