Понятие аргументации. Доказательство и
опровержение (критика) и их логические структуры.Страница 4
Можно выделить следующие способы опровержения:
1. Опровержение путем приведения к невозможному, или к абсурду (reductio ad impossible).
2. Опровержение путем приведения контрпримеров.
3. Опровержение через доказательство истинности положения, противоречащего исходному тезису.
Рассмотрим это подробнее:
1. Опровержение путем приведения к невозможному (к абсурду).
В данном случае опровержение идет так: допускают, что опровергаемый тезис истинен, а в таком случае и следствие, выведенное из этого тезиса, должно быть истинным. Выводят это следствие. Если теперь оказывается, что выведенное из тезиса следствие является ложным, то отсюда и заключают о ложности исходного тезиса.
2. Опровержение через приведение контрпримеров.
В этом случае может быть только один способ доказывания: общеутвердительные суждения (А) при помощи контрпримера переходят в общеотрицательные (Е), и наоборот.
3. Опровержение через доказательство истинности положения, противоречащего тезису.
Строится это опровержение так: для того, чтобы опровергнуть какой-либо тезис, выдвигают новый тезис, противоречащий первому, и доказывают его истинность. Если он доказывается, то на основании закона непротиворечия делается вывод о том, что исходный тезис является ложным.
На основании приведенных способов опровержения осуществляется опровержение или тезиса, или аргументов, или самого способа доказывания.
Рассмотрим по порядку:
1. Опровержение тезиса.
Опровержение тезиса сводится к применению вышеназванных трех способов опровержения отдельного положения.
2. Опровержение аргументов.
Это можно осуществить следующими способами:
a) путем доказательства ложности исходных аргументов;
b) установлением того, что приведенные исходные аргументы являются недостаточными для приведенного доказательства;
c) установлением того, что приведенные аргументы сами не являются доказанными и нуждаются в дополнительной проверке.
Так, в судебной практике доказательство считается опровергнутым, если окажется, что выводы по делу основаны не на достоверных фактах, а на предположениях, которые еще следует доказать.
3. Опровержение демонстрации.
Если будет доказано, что нарушено какое-либо правило умозаключения, форму которого приняло данное доказательство, то тем самым будет опровергнуто само доказательство.
В процессе логического доказательства довольно распространены следующие типичные ошибки:
1. Учетверение терминов и нарушение правил фигур простого категорического силлогизма.
2. Ход мысли может идти от утверждения следствия к утверждению основания или от отрицания основания к отрицанию следствия в условно-категорическом умозаключении.
3. Нарушается специальное правило модусов в разделительно-категорических умозаключениях.
Указанные типичные ошибки можно предотвратить, если строго соблюдать правила доказательства и опровержения.
Вот эти правила:
Правила по отношению к тезису:
a) Тезис должен быть четко и ясно сформулирован.
Приведем в качестве поясняющего положения следующее разумное требование, бытовавшее в отношениях между людьми в Древней Индии: "Если вы собираетесь критиковать чье-либо высказывание, то следует повторить критикуемый тезис и получить согласие оппонента, что его мысль изложена правильно, и лишь после этого начинать критический разбор опровергаемого положения".
b) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса доказательства.
Следует заметить, что на практике это правило особенно чревато нарушениями, ибо в одних случаях люди это делают по незнанию требований логики, а в других – по какому-либо намерению, желая оказаться правыми во что бы то ни стало. Общее название логической ошибки, связанной с нарушением данного правила, носит обозначение "подмены тезиса". У этой ошибки есть и свои специфические разновидности: "кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает" и "кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает".
В первом случае логическая ошибка возникает тогда, когда вместо выдвинутого тезиса обосновывается более широкое положение. Примером последнего может служить ситуация, когда вместо тезиса "язык и мышление не одно и то же" доказывается тезис "язык и мышление не связаны друг с другом".
Во втором случае логическая ошибка возникает тогда, когда вместо выдвинутого тезиса обосновывается его более узкое определение. Примером этой ситуации, может быть случай, когда вместо тезиса "язык связан с мышлением" доказывается тезис "язык и мышление одно и то же".
Экспериментальное
исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжит ...
Заключение.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личност ...
Акцентуация
характера.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, ...