Описание результатов исследованияСтраница 4
Таким образом, по результатам методики «Лестница» мы можем сделать вывод о том, что отец склонен давать ребенку высокую оценку. При рассмотрении частных случаев выделяется следующая закономерность: при высокой оценке качеств отцом своего ребенка, самооценка ребенка также находиться на высоком уровне. То есть мы можем сделать вывод о том, что отцы влияют на формирование мнения детей о себе.
Следующим этапом нашей работы было проведение проективных методик. Наиболее четко прослеживаются семейные роли по методикам «Рисунок семьи» и «Рисунок Я и мой ребенок». Задачи исследования: определить роль отца в развитии личности ребенка; проследить взаимоотношения родителя и ребенка. При сопоставлении полученных рисунков мы сможем сделать вывод о том, совпадает ли видение себя ребенком с тем, как оценивает его отец. При обработке полученных рисунков особо учитывались следующие показатели (приложение 1):
- состав семьи в соотношении с составом семьи обследуемого;
- взаимное расположение членов семьи, последовательность выполнения задания;
- особенности положения отца, по отношению к ребенку;
- внутрисемейные контакты с отцом.
По первому параметру можно судить о том, кого ребенок включает в свою семейную зону. Полученные данные свидетельствуют о том, что лишь в 1 случае ребенок не рисует отца. Это можно объяснить тем, что отец не играет важной роли в жизни семьи. Его присутствие в семье заменяет другой человек – бабушка, дедушка, дядя и т.д. Отсутствие отца на рисунке – один из симптомов психического дискомфорта ребенка и признак конфликтных взаимоотношений с отцом. Так на рисунке Вовы Т. 7,3 года (приложение 2) изображены все члены семьи, включая бабушку, дедушку и двоюродных братьев (члены семьи не проживают в данной семье), однако образ отца на рисунке отсутствует. Ребенок объясняет это тем, что папа не получился. Он попытался нарисовать его, но потом стер ластиком. Отношение ребенка к отцу, по-видимому, амбивалентно, то есть отношения отца и ребенка не сформированы. Отсутствие на рисунке отца сообщает о том, что его роль в жизни семьи не значительна и его присутствие умалимо. Включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, показывает на отсутствие ощущения своей семьи как устойчивой единицы, рисуя посторонних, ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье.
По взаимному расположению членов семьи и особенностям положения отца и ребенка, мы можем судить о тесноте контактов ребенка с отдельными членами семьи (в нашем исследовании мы уделяем особое внимание отцу). На рисунке Любы Г. 7 лет (приложение 2) мы наблюдаем, плотное расположение всех членов семьи, они держатся за руки, кисти рук прорисованы, однако она рисует семью в рамке. Этот рисунок дает нам информацию о тесных семейных связях и благополучной системе отношений (прорисовывание кистей), но по рисунку можно судить и об изолированности семьи от окружающего мира (наличие рамки). Можно полагать, что у Любы наиболее тесный контакт с бабушкой – они находятся на одной линии, держась за руки. Другую группу составляют мама и папа. По ее мнению их общение между собой преобладает над общением с дочерью. Отец и мать доминируют в отношениях.
В процентном соотношении все рисунки можно разделить по группам.
1). Роль отца в семье главенствующая, отец – руководитель. Что составило 34%. Дети рисуют фигуру отца сравнительно больше других, она доминирующая, возвышается над остальными, место расположения в центре листа, со смещением вверх. Образ отца тщательно прорисовывается, что говорит о его значимости и главенствующем положении в семье. Так, Дима Р. 7,2 лет (приложение 2), изобразил своего отца настолько высоким, что тот не поместился на листе. Себя ребенок рисует в стороне от всех, уменьшенного размера, что говорит о заброшенности. На рисунке Димы особенно большой изображена голова отца, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. На основании этого мы можем сделать вывод, что Дима оценивает его как значимого члена семьи. При изображении себя и отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). На рисунке у отца не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности общения.
«Феноменологический интеллект глазами современников»
Сновидение латентно. Закон теоретически возможен. Ассоциация понимает групповой страх, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Гетерогенность, как принято считать, наблюдаема. Социализация изящно отражает депрессивный субъект, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии.
Этот концеп ...
Типы темперамента
Учитывая все перечисленные свойства, Е.И.Рогов со ссылкой на Я.Стреляу дает следующие характеристики основных классических типов темперамента, которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками.
САНГВИНИК
(по Рогову). Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него ур ...
Темперамент
и личность.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темпераме ...