Описание результатов исследованияСтраница 4
Таким образом, по результатам методики «Лестница» мы можем сделать вывод о том, что отец склонен давать ребенку высокую оценку. При рассмотрении частных случаев выделяется следующая закономерность: при высокой оценке качеств отцом своего ребенка, самооценка ребенка также находиться на высоком уровне. То есть мы можем сделать вывод о том, что отцы влияют на формирование мнения детей о себе.
Следующим этапом нашей работы было проведение проективных методик. Наиболее четко прослеживаются семейные роли по методикам «Рисунок семьи» и «Рисунок Я и мой ребенок». Задачи исследования: определить роль отца в развитии личности ребенка; проследить взаимоотношения родителя и ребенка. При сопоставлении полученных рисунков мы сможем сделать вывод о том, совпадает ли видение себя ребенком с тем, как оценивает его отец. При обработке полученных рисунков особо учитывались следующие показатели (приложение 1):
- состав семьи в соотношении с составом семьи обследуемого;
- взаимное расположение членов семьи, последовательность выполнения задания;
- особенности положения отца, по отношению к ребенку;
- внутрисемейные контакты с отцом.
По первому параметру можно судить о том, кого ребенок включает в свою семейную зону. Полученные данные свидетельствуют о том, что лишь в 1 случае ребенок не рисует отца. Это можно объяснить тем, что отец не играет важной роли в жизни семьи. Его присутствие в семье заменяет другой человек – бабушка, дедушка, дядя и т.д. Отсутствие отца на рисунке – один из симптомов психического дискомфорта ребенка и признак конфликтных взаимоотношений с отцом. Так на рисунке Вовы Т. 7,3 года (приложение 2) изображены все члены семьи, включая бабушку, дедушку и двоюродных братьев (члены семьи не проживают в данной семье), однако образ отца на рисунке отсутствует. Ребенок объясняет это тем, что папа не получился. Он попытался нарисовать его, но потом стер ластиком. Отношение ребенка к отцу, по-видимому, амбивалентно, то есть отношения отца и ребенка не сформированы. Отсутствие на рисунке отца сообщает о том, что его роль в жизни семьи не значительна и его присутствие умалимо. Включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, показывает на отсутствие ощущения своей семьи как устойчивой единицы, рисуя посторонних, ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье.
По взаимному расположению членов семьи и особенностям положения отца и ребенка, мы можем судить о тесноте контактов ребенка с отдельными членами семьи (в нашем исследовании мы уделяем особое внимание отцу). На рисунке Любы Г. 7 лет (приложение 2) мы наблюдаем, плотное расположение всех членов семьи, они держатся за руки, кисти рук прорисованы, однако она рисует семью в рамке. Этот рисунок дает нам информацию о тесных семейных связях и благополучной системе отношений (прорисовывание кистей), но по рисунку можно судить и об изолированности семьи от окружающего мира (наличие рамки). Можно полагать, что у Любы наиболее тесный контакт с бабушкой – они находятся на одной линии, держась за руки. Другую группу составляют мама и папа. По ее мнению их общение между собой преобладает над общением с дочерью. Отец и мать доминируют в отношениях.
В процентном соотношении все рисунки можно разделить по группам.
1). Роль отца в семье главенствующая, отец – руководитель. Что составило 34%. Дети рисуют фигуру отца сравнительно больше других, она доминирующая, возвышается над остальными, место расположения в центре листа, со смещением вверх. Образ отца тщательно прорисовывается, что говорит о его значимости и главенствующем положении в семье. Так, Дима Р. 7,2 лет (приложение 2), изобразил своего отца настолько высоким, что тот не поместился на листе. Себя ребенок рисует в стороне от всех, уменьшенного размера, что говорит о заброшенности. На рисунке Димы особенно большой изображена голова отца, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. На основании этого мы можем сделать вывод, что Дима оценивает его как значимого члена семьи. При изображении себя и отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). На рисунке у отца не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности общения.
Природа возникновения коммуникационного процесса
Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти [26;34].
Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отожд ...
История формирования социально-психологических идей
Предпосылки возникновения социальной психологии.
Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как ...
Методы и приемы психологического воздействия на личность интересующего
лица в оперативно-розыскной деятельности. Психология опроса
В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника [35, c. 89].
Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опрашивающего, с психическим взаимодействием между, ними. Знание закономерностей отражения интересующего с ...