Методы и приемы психологического воздействия на личность интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности. Психология опроса
Страница 1

Психологические материалы » Психология розыскной деятельности » Методы и приемы психологического воздействия на личность интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности. Психология опроса

В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника [35, c. 89].

Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опрашивающего, с психическим взаимодействием между, ними. Знание закономерностей отражения интересующего события в сознании свидетелей, потерпевших, обвиняемых, знание процессов восприятия, формирование представлений, воспроизведение образов и представлений в устных и письменных показаниях с учетом особенностей воспринимаемого события и личности опрашиваемого - все это составляет теорию опроса.

Квалифицированное проведение опроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с опрашиваемыми лицами.

Центральными психологическими проблемами опроса являются диагностика истинности показаний, система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний, способы изобличении ложных показаний [27, c. 89].

Основным психическим процессом во время опроса является воспроизведение - умственное (когнитивное) действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания. В основном это произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающееся и непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями. Воспроизведение на опросе тесно связано с репродуктивной задачей - специально поставленной целью. При этом материал в основном “извлекается” из долговременной памяти. Решающим условием сохранения фактов, событий и т. д. в долговременной памяти является их осмысленная интерпретация. Она зависит от опыта, ориентации, интеллектуального развития личности, от степени активного взаимодействия индивида с материалом запоминания, охвата его системой имеющихся знаний и представлений - включения в семантическое (понятийное) поле данной личности [12, c. 78].

При сохранении материала в долговременной памяти происходит его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Прочность же и своеобразие такого сохранения зависит от значения и личностного смысла материала.

Наибольшее значение при опросе имеет такой вид воспроизведения, как вспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и в пространстве. При вспоминании актуализируется не только соответствующий образ, но и вся система отношений, связанных с соответствующим объектом [30, c. 43].

Продуктивность вспоминания в значительной мере зависит и от системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание. Среди них наибольшее значение имеет установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в хорошо знакомом пространстве, в знакомых схемах, включение материала в систему осмысленных связей. При опросе должна “включаться” как произвольная, так и непроизвольная память, связанная с естественной повышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности (ярко выраженности). Произвольное, специально организованное запоминание связано с выделением “вех” запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией Существенна также частота обращения к объекту запоминания.

Произвольная форма вспоминания, связанная с поиском, поэтапным восстановлением необходимой информации, называется припоминанием. В большинстве случаев следователь апеллирует к этой стороне мнемической деятельности опрашиваемых лиц, возбуждая ассоциации, подсказывая последовательность рассказа, организуя выезд на место происшествия, с учетом типа памяти допрашиваемого, личностной устойчивости и направленности его памяти. В зависимости от типа высшей нервной деятельности могут возникать различные временные затруднения в припоминании. Они бывают связаны со стойкими очагами возбуждения в других зонах мозга, с возникшим индуктивным торможением [15, c. 89].

Страницы: 1 2 3


Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика
От автора: “Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы с аутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив эту информацию, многие специалисты посмотрят на этих детей другими глазами и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм и понять проблемы и нужды аутичных де ...

Особенности психологии личности интересующего лица
Существуют следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности интересующего лица [8, c. 98]. 1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты с ...

Исследование социально-психологического климата в коллективе предприятия ООО «СМУ 11»
Исследование проводилось на базе предприятия ООО «СМУ 11». В обследование были включены работник трёх подразделений: монтажники (А), охрана (Б), каменщики (С). Выборка проведённой диагностики составила: 41 работник. В их числе 3 (7,3%) женщины. Все изученные сотрудники работают не меньше 3 лет на предприятии. Основными задачами проводим ...