Наблюдение
Страница 2

Например, предупредительность, мягкость, корректность интересующего лица во время опроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере интересующего лица держаться нуждается в тщательной проверке [11, c. 65].

В. Высказывания (речевое поведение). В речевом поведении содержание и форма высказывания неразрывно связаны. В процессе речевого общения информация передается не только в словесной форме, но и с помощью жестов, интонации, пауз, мимики. Объектами наблюдения в речевом поведении должны быть словарный запас, грамматический строй речи, виды речи (монологическая и диалогическая), интонация, темп речи, артикуляция.

По индивидуальным особенностям речевого поведения в общих чертах можно судить о некоторых психологических свойствах лица.

Так, бедность словарного запаса, частое употребление жаргонных слов и выражений, недостаточное овладение навыками монологической речи могут служить показателями низкого культурного уровня, принадлежности к лицам с асоциальным поведением. Примитивность грамматических конструкций речи, «смазанность» артикуляции, невыразительность, монотонность интонаций могут свидетельствовать об умственной отсталости или интеллектуальной ограниченности [21, c. 78].

Некоторые признаки речевого поведения могут служить показателями эмоционального состояния интересующего лица: эмоциональные вспышки (гнев, страх, возмущение и др.) часто сопровождаются изменениями темпа речи, ее затрудненностью, удлинением или сокращением пауз. Сильное нервно-психическое напряжение иногда вызывает заторможенность речевой деятельности, внешне выражающуюся в забывании хорошо известных слов, навязчивом повторении одних и тех же выражений, ошибках в произношении и пр.

Результаты наблюдения обычно используются оперативным работником для определения тактики оперативно-розыскных действий, в первую очередь проведения опроса, для установления психологического контакта, снятия барьеров в общении.

Например, оперативный работник, в результате наблюдения отметил у интересующего лица такие качества, как тщеславие, высокомерие и т. п. Когда он психологически был готов дать правдивые показания, оперативный работник, учитывая особенности характера интересующего лица, предложил провести допрос руководителю следственной бригады. Это дало положительный результат [19, c. 54].

Страницы: 1 2 


Природа возникновения коммуникационного процесса
Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти [26;34]. Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отожд ...

Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...

Методологические принципы и подход к организации исследования. Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
Целью настоящей работы является исследование функционирования эмоций в процессе целеобразования. Гипотеза исследования: в процессе целеобразования эмоции предвосхищают возможности достижения цели и констатируют реальные результаты процесса. В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Провести теоре ...