Содержание коррекционной программы устранения детских страхов и тревожностиСтраница 1
Психологи выделяют два способа преодоления страхов у детей.
· Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладения приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом.
· Укрепление уверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.
Для преодоления страхов младших школьников:
· смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника;
· развить и обогатить оперативные навыки поведения деятельности, общения, чтобы новые навыки более высокого уровня позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива;
· учитывая конфронтационный характер страха как личностного образования, максимально "укрепить" конкурирующее образование.
· вести работу по снятию лишнего напряжения;
Устранение страхов посредствам рисования.
Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать понаитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя дети легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить своё отношение к нему, это же происходит каждый раз в процессе рисования. Это и позволяет использовать рисование в терапевтических целях однако это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития
В первую очередь по средствам рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, т. е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка.
Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив, и составляет 50% при изображении страхов по типу "боюсь" и 80 – 85% от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребёнок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.
Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок САМ преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности. Оставшиеся страхи, можно проиграть по сочинённым на их тему историям, о чём и пойдёт дальше речь.
Использование игры для преодоления страха.
Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игра – это движение, победа радость удовольствие. Игра для ребёнка – дело серьёзное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Игры бывают предметные и ролевые, спонтанные и направленные (организованные).
Игра как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Роль семейного воспитания в профилактике алкоголизации и курения
Как мы отметили, семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. А что означает само слово семья? В чем суть семейного воспитания?
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее ...
Физиогномика.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика
- учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, ...
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соо ...