Проблемы развития личности подростка
Страница 1

Уже в самом лингвистическом значении слова "подросток", происходящего от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказалось на личностном становлении подростков. Таким образом, особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста как самосознание.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Подростковый возраст – период развития детей от 10-11 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса весь период, обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют иногда затянувшимся кризисом.

Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза – мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желанным и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием "подросткового кризиса". Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.

Подростковый кризис – пик подросткового периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения их потребностей перестраивают свое отношение к ним таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда бескризисное развитие является лишь кажущемся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин смещается во времени. Таким образом, возрастные изменения могут происходить или резко критически, или же постепенно, плавно. Так у подростков не редко падает успеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные и мучительные переживания и т.д. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, его поведение приобретает протестующий характер.

Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появляются новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризиса первого года, кризиса трех лет, кризиса семи лет) большей продолжительностью. Л.И. Божович считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящих к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в тоже время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Результаты диагностики и их обсуждение
В результате проведенного обследования мы получили следующие результаты (приложение 4, таблица 1). Далее выборка была разделена на 2 группы, на мужчин и женщин. Основанием для разделения выборки на группы послужили гендерные различия, которые влияют на индивидуальный стиль деятельности педагога. 1 Группа – педагоги мужчины, в возрасте ...

Тренинги телесной ориентации
Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо — все зависит ...

Управленческая роль руководителя. Виды ролей руководителей.
Роль – это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную должность. Конвенциональные роли – связаны с правами и обязанностями руководителя, исполнителя. Они во многом определены должностью, которую занимает лицо. Межличностные роли – основываются на соблюдении социальных норм поведения, но вы ...