Дезадаптация.
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, владение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможен. /12/
Н.Л.Сомова выделяет несколько видов дезадаптации:
1. интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления ребенка.
2. поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. соматическая – отклонения в здоровье учащихся.
5. эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги, переживания по поводу проблем в школе.
Признаками возникшей дезадаптации являются:
- усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- его нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Однако более серьёзные проблемы школьника могут отражаться в следующем:
1) депрессии, резко сниженном фоне настроения;
2) ярко выраженной раздражительности, грубости, агрессивности;
3) уходе в себя, избежании контакта с людьми;
4) постоянных конфликтах со сверстниками4
5) одиночестве, отсутствии друзей;
6) неугомонности, неумении сосредоточиться;
7) тревоге, эмоциональном напряжении
Овчарова Р.В. отмечает, что главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы» или семьи, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия, то он бессознательно стремится к отчуждению, непринятию норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я»./6/
Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются школьниками через отношение к ним учителя, сверстников, а причины часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье. При рассмотрении механизма дезадаптации учитывается, что школьник может включиться в процесс обучения при условии, если внешние социальные требования соответствуют зоне его ближайшего развития. Однако большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками. При этом формируется психологическая защита, возникающая в случае угрозы структуре «Я» ребенка, которая может искажать получаемую информацию, закреплять неэффективные ролевые позиции и ограничивать сферы его деятельности.
Таким образом, ситуацию дезадаптации можно считать типичной для современной школы. Она складывается как устойчивый паттерн взаимодействия в системе «учитель – родитель – ребенок», когда все участники конфликта испытывают фрустрирующие чувства и не могут самостоятельно изменить ситуацию. Важным условием в её формировании и поддержании является и зависимость школьника от взрослых, определяющих как доступные ребенку средства включения в деятельность, так и стиль взаимоотношений с другими. Именно зависимость учащихся от взрослых (родителей и учителей) при отсутствии адекватного взаимопонимания делает их беззащитными и бессильными, а при наличии конфликтных ситуаций побуждает их к агрессивным или асоциальным реакциям. В результате обобщения ряда наблюдений и данных экспериментально психологических исследований О.А.Матвеева и Е.А.Львова выделяют группы детей с высоким, средним, низким уровнями адаптации (включения в учебный процесс). По данным П.А. Костылевой, Л.И.Переслени учащиеся с высоким уровнем адаптации составляют в настоящее время самую малочисленную группу ( от 20 до 25 %). Они нормально овладевают учебной деятельностью, в полном объеме усваивают программу, имеют хорошие показатели мотивации и работоспособности, положительно относятся к школе, легко устанавливают контакт с учителями и сверстниками, проявляют большой интерес к самостоятельной работе, охотно и добросовестно выполняют общественные поручения, занимают в классе благоприятное статусное положение. Учащиеся этой категории легко включаются в учебный процесс и поощряются учителями и родителями. Учащиеся со средним уровнем адаптации составляют 25-30%. Такие дети положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, они понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивают основное содержание учебной программы, но при этом нуждаются в контроле взрослых. Такой ребенок бывает сосредоточен и внимателен только когда занят чем-то интересным (готовится к урокам и выполняет задания почти всегда), общественные поручения выполнят добросовестно, дружит со многими одноклассниками. По данным П.А. Костылевой в эту группу попадают учащиеся, трудности которых могут быть обусловлены особенностями их нервной системы и соматической ослабленности, что приводит к повышению истощаемости, хотя при психологическом обследовании некоторых из них показывают хорошие результаты. Они характеризуются низкой устойчивостью учебной деятельности и требуют дозирования нагрузок. В настоящее время учащиеся с низким уровнем адаптации составляют самую многочисленную группу (50-60%). У таких школьников наблюдаются: неустойчивость внимания, низкая продуктивность деятельности, фрагментарное восприятие учебного материала. Они отрицательно или безразлично относятся к школе, испытывают большие трудности при общении со сверстниками, требуют постоянного контроля и помощи со стороны взрослых. Обычно в эту группу попадают самые «слабые» дети, гиперактивные учащиеся. Как правило, учителя не справляются с такими учащимися, предъявляя претензии к родителям
Эмоциональное и волевое регулирование
поведения и деятельности человека.
Характеристика эмоций и чувств, как форм отражения действительности и
регуляций поведения и деятельности человека.
Эмоциональная сфера человека включает в себя самые различные эмоциональные проявления, начиная с эмоциональной реакции и кончая эмоциональными преобразованиями личности.
В современной науке эмоциональную сферу человека принято рассматривать в 3х аспектах:
- процессуальном
- профессиональном
-содержательном
- функциональном
Когда г ...
Раскрытие понятия Поэтизация
Что бы лучше разобраться в различных вопросах, касающихся данной темы, для начала разберемся в значении слова «Поэтизация».
Во многих словарях термин «поэтизация» приравнивают к термину «поэтизировать». Согласно Словарю русского языка (МАС), «ПОЭТИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; сов. и несов., перех. (несов. также опоэтизировать) – Предс ...
Методики исследования мышления. Рассказ по картинке
Это наиболее простой способ исследования мышления, состоящий том, что ребенок по картинке, на которой изображено какое-либо событие, должен составить сюжетный рассказ. Содержание картинок должно быть различным для разных возрастов.
При анализе составленного рассказа следует обращать внимание прежде всего на умение ребенка выделять наиб ...