Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии
«Строительно-монтажное управление 11»Страница 1
На уровне малой группы возникают новые аспекты, связанные с борьбой отдельных членов группы за или против инновации. Группы, поставленные перед необходимостью изменений, сталкиваются с перспективой изменения неформальных связей, каналов общения, поведенческих стереотипов и норм. Следовательно, они легко реагируют на призывы к сопротивлению изменениям. Сопротивление изменениям со стороны индивидов и групп нередко может быть единственной, но мощной силой, сдерживающей развитие организации.
Основным направлением уменьшения уровня сопротивления при нововведениях на предприятии в плане управления персоналом становится:
- анализ индивидуальных свойств работников, их возможного отношения к новациям и потенциальные возможности ее торможения, выявление подразделений организации, которые затронут изменения;
- анализ поведения ведущих работников (формальных/неформальных лидеров), которые, предположительно, поддержат изменения или окажут сопротивление, а также причин этого поведения. Выявляется соотношение потенциалов групп, разработка схемы поддержки и сопротивления новациям;
- принятие мер по устранению излишнего сопротивления на основе разработанной схемы. Особое внимание необходимо уделить группам и отдельным лицам, с чьей стороны можно ожидать противодействия.
Исследование сопротивления инновациям проводилось на базе предприятия ООО «Строительно-монтажное управление 11».
В обследование были включены работники двух подразделений: бригада каменщиков (К) и бригада монтажников (М). Выборка проведённой диагностики составила 42 работника. Все изученные сотрудники работают не меньше 2 лет на предприятии. Средний возраст опрашиваемых: в бригаде каменщиков – 42,34 года; монтажников – 35,87 лет.
Основные задачи проводимого экспресс-обследования:
- изучение неофициального структурного аспекта предприятия;
- выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры;
- выявление возможного сопротивления изменениям на предприятии, степени возможного противодействия.
В проведённом исследовании были использованы следующие методы и методики: включенное наблюдение, тестирование: Анкета 1, включающая опросник «Удовлетворенность работой на предприятии» (вопросы №1-2 анкеты), социометрическая проба «Поручитель» (вопрос №3), опросник «Степень доверия» (вопросы №4 и 5) и Анкета-опросник 2 «Принятие нововведений». Опрос носил анонимный характер.
1. Результаты исследования удовлетворенности работой на ООО «Строительно-монтажное управление 11».
Работникам изучаемых подразделений в небольшой экспресс-анкете были заданы два вопроса, касающиеся удовлетворенности работой в ООО «Строительно-монтажное управление 11» и готовности к переобучению. Полученные результаты отражены в таблице 1 и рисунках 1-2
Таблица 1 – Опрос по удовлетворенности работой и готовности к переобучению
«Как Вас привлекает работа на предприятии?» |
«Согласны ли Вы переобучиться на смежную специальность для продолжения работы на предприятии?» | ||||
Вариант ответа |
Каменщики |
Монтажники |
Вариант ответа |
Каменщики |
Монтажники |
Да |
5 |
3 |
Да |
0 |
2 |
Скорее да, чем нет |
11 |
15 |
Скорее да, чем нет |
1 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
Нет |
3 |
0 |
Нет |
18 |
8 |
Итого |
20 |
22 |
Итого |
20 |
22 |
Лидерство и качества руководителя.
В результате обследования сотен лучших руководителей психологи выделяют следующие лидерские качества:
ü волевой - способен преодолевать препятствия на пути к цели;
ü настойчив - умеет разумно рисковать;
ü терпелив - готов долго и хорошо выполнять однообразную и неинтересную работу;
ü инициативен - предпочитает ра ...
Влияние качеств личности на формирование педагогической толерантности
Корреляционный анализ показывает только взаимосвязь параметров, что в данном случае недостаточно. Необходимо проанализировать влияние качеств личности учителя на формирование педагогической толерантности, что позволяет осуществить множественный регрессионный анализ. Наибольший вклад в формирование коммуникативно-педагогической толерантн ...
Методика проведения психологической экспертизы
При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование психики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этим обусловлена специфика избираемых методов. В каждом конкретном случае избрание методов исследования зависит от задач эк ...