Методические рекомендации по формированию педагогической толерантностиСтраница 3
Апробация предложенного тренинга (приложение 14) формирование коммуникативно-педагогической толерантности проводилась на группе студентов I курса Коряжемского филиала Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Весь курс студентов был разделен на две группы контрольную и экспериментальную по 25 человек в каждой. В экспериментальной группе проводился тренинг формирования коммуникативно-педагогической толерантности в рамках курса по выбору студентов «Психология общения» в контрольной группе тренинг не проводился. Результаты экспериментального воздействия представлены в таблицах 14 – 15.
Таблица 14. Результаты сдвига в эмпирических данных до и после проведения тренинга в экспериментальной группе методом Вилкоксона
|
Z |
Уважение |
Доброта |
Эмпатия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
-,201* |
-3,532*** |
-3,519*** |
-3,645*** |
-1,163*** |
-2,603*** |
-1,881*** |
-2,77*** |
-1,684* |
-,902*** |
-1,418* |
-,172 |
* р=0,05
** р=0,01
*** р=0,005
1 - непринятие
2 - я эталон
3 - консерватизм
4 - не скрываю
5 - перевоспитание
6 - подогнать
7 - непрощение
8 - дискомфорт
9 - приспособление
По результатам отраженным в таблице 14 можно отметить значимые сдвиги в эмпирических данных по всем шкалам коммуникативно-педагогической толерантности-интолерантности, кроме шкалы 9 (плохая приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других).
Таблица 15. Результаты сравнения контрольной и экспериментальной группы после проведения тренинга, метод Манна-Уитни
|
U |
Уважение |
Доброта |
Эмпатия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
101** |
110* |
103** |
106* |
157 |
166 |
123,5* |
90,5** |
145,5 |
83,5** |
176,5 |
121,5 |
* р=0,05
** р=0,01
1 - непринятие
2 - я эталон
3 - консерватизм
4 - не скрываю
5 - перевоспитание
6 - подогнать
7 - непрощение
8 - дискомфорт
9 - приспособление
Анализируя таблицу 15 можно отметить, что значимые изменения наблюдаются по шкалам: повышение уважения, доброты, эмпатии; снижение не принятия партнера, неумения скрывать неприятные чувства, стремления перевоспитать другого и не умения прощать. Таким образом, мы можем обозначить результативность предложенного тренинга по формированию коммуникативно-педагогической толерантности.
Выводы
Во второй главе диссертации описаны условия и процедура эмпирического исследования педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы. В исследовании (2002 – 2006 гг.) приняли участие 226 педагогов общеобразовательных школ гг. Коряжмы и Котласа Архангельской области начальных, средних и старших классов; стаж педагогической деятельности – от 1 года до 40 лет. Данный подход к определению выборки испытуемых позволил выявить общие закономерности педагогической толерантности вне зависимости преподаваемого предмета, возраста детей.
Подобран и обоснован комплекс методик по диагностике педагогической толерантности как профессионально важного качества личности учителя: опросники по определению социокультурной толерантности Д.В. Зиновьева и коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика многофакторного исследования личности 16PF Кэттелла; методика «Коэффициент эффективности воспитательной деятельности» Н.Б. Авалуева, оценка и самооценка личности (семантический дифференциал Осгуда). Математическая обработка и анализ эмпирических данных осуществлялись математико-статистическими методами в программе STATISTICA 6.0., SPSS 10.0.
Методы и методология исследования
Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является ...
Управленческая роль руководителя. Виды ролей руководителей.
Роль
– это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную должность. Конвенциональные роли – связаны с правами и обязанностями руководителя, исполнителя. Они во многом определены должностью, которую занимает лицо. Межличностные роли – основываются на соблюдении социальных норм поведения, но вы ...
9. Сплочённость группы
3,9
4,1
4,3
4,1
Характеристика стадий развития коллектива
I стадия: «Группа-коллектив». Здесь хорошо проявляются лучшие качества истинного коллектива. Коллеги по службе здесь «светятся» не столько для себя, сколько для коллектива. Каждый стремится почувствовать себя счастливым, если подставит плечо тому сослуживцу ком ...
