Методические рекомендации по формированию педагогической толерантностиСтраница 4
В результате реализации программы эмпирического исследования можно констатировать о том, что педагоги недостаточно уделяют внимания организации совместной деятельности с учащимися. В ходе осуществления такой деятельности часть ее участников не реализуют свои потенциальные возможности, хотя у отдельных учеников деятельность может вызвать эффект и мера личного вклада оказаться максимальной. Эмпирические данные демонстрируют то, что педагоги в меньшей степени занимаются организацией совместной деятельности с учащимися во внеурочное время, что отрицательно сказывается на процессе воспитания.
Эффективность педагогической деятельности изменяется в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Наибольшая эффективность как обучающей, так и воспитательной деятельности педагогов наблюдается в период от 4 до 7 лет стажа работы, а наименьшая от 20 до 40 лет. В целом наблюдается снижение эффективности педагогической деятельности в зависимости от периода профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы.
При анализе факторных нагрузок каждого показателя коммуникативной и социокультурной толерантности, определены три компонента педагогической интолерантности учителя. Показатели первого компонента (названного в диссертации как «перевоспитание») отражают активность педагога по перестройке, перевоспитанию партнера под свои взгляды и убеждения. Показатели второго компонента - «бездействие» - свидетельствуют о том, что педагоги судят о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями, а так же не переносят дискомфорт, в котором оказался партнер, не умеют приспосабливаться к характерам и привычкам других людей, демонстрируют не способность к сопереживанию и эмпатии. Показатели третьего компонента - «непринятие»- характеризуют нежелание учителя принять индивидуальность другого, не умение прощать ошибки партнера по совместной деятельности при отсутствии доброжелательности в межличностных отношениях.
Анализируя динамику компонентов педагогической толерантности в зависимости от стажа педагогической деятельности можно отметить, что для учителей более характерно стремление перевоспитать партнера по взаимодействию «под себя». Низкий уровень эффективности педагогической деятельности на разных этапах профессиональной деятельности учителя обеспечивается разными компонентами интолерантности педагогов, а именно в начале (1-3 года) и конце (21-40 лет) профессиональной деятельности - это активная позиция по перевоспитанию партнера, в середине (4-20 лет) - это более пассивная позиция, характеризующаяся «бездействием» педагогов и «непринятием» партнера по взаимодействию.
Коммуникативно-педагогическая толерантность в разные периоды профессиональной деятельности учителя имеет разную структуру. В период стажа 1 – 3 года наблюдается высокий уровень коммуникативно-педагогической интолерантности представленной следующими компонентами: стремление педагога подогнать учащихся под себя, не умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер, плохая приспособленность к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других, не умение либо не желание понимать или принимать индивидуальность других людей.
Структура коммуникативной интолерантности в период профессиональной деятельности педагога 13 – 20 лет представлена следующими компонентами: не умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, категоричность или консервативность в оценках людей, не умение либо не желание понимать или принимать индивидуальность других людей.
Структура коммуникативной интолерантности в период профессиональной деятельности педагога 20 – 40 лет отличается представленностью компонентов: не умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, стремление педагога подогнать учащихся под себя, не умение либо не желание понимать или принимать индивидуальность других людей. Необходимо отметить, что компоненты не умение скрывать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, не умение понимать индивидуальность других людей представлены в структуре коммуникативной интолерантности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности 1 – 3 года, 13 – 20 лет и 20 – 40 лет.
Физиологические основы темперамента
Поиски материальных оснований индивидуально-психологических различий людей уходят в глубокое прошлое и относятся к разным человеческим цивилизациям. Применительно к европейской, западной цивилизации традиционной точкой отсчета называют обычно гуморальные конструкции отца научной медицины Гиппократа и более поздние интерпретации Галена ( ...
Приспособительный характер эмоций
Приспособительный характер эмоций не вызывает сомнений. Возникнув и развившись на заре человеческого существования, они несли несколько функций, общих с животным миром. Прежде всего, имеется в виду приведение организма в состояние «боевой готовности». Эта роль наших чувств отражена в книге Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и челов ...
Особенности развития личности младшего школьника. Физическое
и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений в совокупности своеобразия структуры личности на данном этапе развития.
«Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно», - пишет В.В. Давыдов [38,257]. Появление э ...