Методика и организация исследованияСтраница 1
Исследование проводилось в первом полугодии 2004 г. на базе МОУ
СОШ №1 Г.Оханска. Школа первый год работает новым составом. Объединены в рамках оптимизации образования две городские школы: СОШ №1 – 670 учащихся и СОШ №2 - 450 учащихся. Произошло слияние двух коллективов, несколько отличающихся по стилю педагогической практики, отношений «учитель – ученик», материального благосостояния родителей учащихся.
В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов.
Возраст детей – 13 – 14 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие диагностики:
1.МСПА – модифицированная методика исследования социально-психологической адаптированности (СПА). Данный вариант методики МСПА стандартизирован на большой выборке школьников центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района под руководством Л.И.Рябовой, 2000. Особенности МСПА по сравнению со шкалой СПА К.Роджерса и П.Даймонд в адаптации Т.В.Снегиревой: использование трихометрической шкалы, облегчающей обработку; использование интегрированных показателей по всем шкалам, что делает методику более компактной; использование опросников и бланков ответов, а не многостраничных тестовых тетрадей. Тест позволяет получить измеряемые в единой шкале Т-баллов «20 – 80» 9 показателей СПА:
- коэффициент адаптации – дезадаптации
- показатели принятия себя
- конфликт с другими
- ориентация на внутренний контроль
- эмоционального комфорта
- доминирования
- ведомости
- стремления уходить от проблем
- ожидание внешнего контроля
для анализа были взяты шесть из них: адаптация- дезадаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, уход от проблем и эмоциональный комфорт. Остановимся подробнее на применении методики МСПА как основной в нашем исследовании.
Во время заполнения бланков ответов учащимися желательно соблюдение тишины, т.к. чье-то язвительное замечание, смех или комментарий могут повлиять на внутренний диалог с собой. Психолог обращает внимание ребят на то, чтобы внимательно читалось высказывание в опроснике, и при выбранном ответе соответственно зачеркивается «+», «-«, или «0», если не может ответить.
Бланк для исследования МСПА Лист для ответов Ф.И.
1 + 0 --- 21 + 0 --- 41 + 0 --- 61+ 0 --- 81 + 0 ---
2 + 0 --- 22 + 0 --- 42 + 0 --- 62 + 0 -- 82 + 0 ---
3 + 0 --- 23 + 0 --- 43 + 0 --- 63 + 0 --- 83 + 0 ---
4 + 0 --- 24 + 0 --- 44 + 0 --- 64 + 0 -- 84 + 0 ---
5 + 0 --- 25 + 0 --- 45 + 0 --- 65 + 0 --- 85 + 0 ---
6 + 0 --- 26 + 0 -- 46 + 0 --- 66 + 0 --- 86 + 0 ---
7 + 0 --- 27 + 0 --- 47 + 0 --- 67 + 0 --- 87 + 0 ---
8 + 0 --- 28 + 0 --- 48 + 0 --- 68 + 0 --- 88 + 0 ---
9 + 0 --- 29 + 0 --- 49 + 0 --- 69 + 0 --- 89 + 0 ---
10 + 0 --- 30 + 0 --- 50 + 0 --- 70 + 0 --- 90 + 0 ---
11 + 0 --- 31 + 0 --- 51 + 0 --- 71 + 0 --- 91 + 0 ---
12 + 0 --- 32 + 0 --- 52 + 0 --- 72 + 0 --- 92 + 0 ---
13 + 0 --- 33 + 0 --- 53 + 0 --- 73 + 0 --- 93 + 0 ---
14 + 0 --- 34 + 0 --- 54 + 0 --- 74 + 0 --- 94 + 0 ---
15 + 0 --- 35 + 0 --- 55 + 0 --- 75 + 0 --- 95 + 0 ---
16 + 0 --- 36 + 0 -- 56 + 0 --- 76 + 0 --- 96 + 0 ---
17 + 0 --- 37 + 0 --- 57 + 0 --- 77 + 0 --- 97 + 0 ---
18 + 0 --- 38 + 0 --- 58 + 0 --- 78 + 0 --- 98 + 0 ---
19 + 0 --- 39 + 0 --- 59 + 0 --- 79 + 0 --- 99 + 0 ---
20 + 0 --- 40 + 0 --- 60 + 0 --- 80 + 0 --- 100 + 0 --- 101 + 0 ---
Первичную обработку бланков производить легче, используя ключи – шаблоны, накладывая их на бланки ответов и подсчитывая число совпадений.
Для удобства интерпретации полученных данных и соотнесения результатов исследования между собой необходима вторичная обработка (перевод в Т-баллы)
Вторичная обработка заключается в переводе сырых баллов в стандартные, которую мы проводили в ручную.
Для перевода первичных данных в стандартные баллы мы использовали таблицу перевода сырых баллов.
Модель для изучения агрессивности в спорте
На основе этой модели можно предположить, что агрессивные тенденции снижаются, если проявление агрессивности связано с физическим утомлением и если агрессивные действия в определенной спортивной ситуации поощряются. Более того, у субъектов с выраженным стремлением к агрессивности вероятность снижения этих тенденций благодаря занятиям сп ...
Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической
литературе. Общие вопросы исследования индивидуального
стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...
Образ мира и бытийное сознание
В.П. Зинченко развил идею А.Н. Леонтьева об отражательной функции сознания, включающей построение эмоционально окрашенных отношений к миру, к себе, к людям. В.П. Зинченко выделил два слоя сознания: бытийное, включающее опыт движений, действий, а также чувственные образы; и рефлективное, объединяющее значения и смыслы. Со значениями, так ...