Выраженность конфликтности и агрессивности у
мальчиков и девочекСтраница 1
Таблица 2.
группы |
физическая |
косвенная |
Раздражительность |
негативизм |
обидчивость |
подозрительность |
вербальная |
чувство вины |
мальчики |
3,9/3,4 |
2,6/1,4 |
2,9/2,1 |
3,6/3,0 |
2,6/2,5 |
2,7/2,7 |
3,5/2,9 |
2,6/3,7 |
девочки |
3,8/2,7 |
2,2/2,3 |
2,8/2,6 |
2,8/2,9 |
1,9/2,0 |
1,6/2,2 |
3,1/2,7 |
2,9/3,4 |
Общий рез-т |
3,8/3,1 |
2,4/1,8 |
2,8/2,3 |
3,2/3,0 |
2,2/2,3 |
2,1/2,5 |
3,3/2,8 |
2,8/3,6 |
Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К. Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто "живут с этим грузом". Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков.
Проявления разных форм агрессии существенно отличаются у мальчиков и девочек. Так, больше развиты у девочек такие формы агрессивного поведения, как косвенная агрессия и раздражительность. Показатели остальных форм агрессии выше у мальчиков. У мальчиков - неспортсменов (кроме чувства вины) уровень агрессии выше по всем другим показателям в отличие от девочек. Так что можно говорить о большем проявлении агрессии у мальчиков, независимо от того, заняты они спортом или нет. Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение подростков. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов.
Фактор занятий агрессивными видами спорта и влияние на тип поведения.
Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Испытывая агрессию как ситуативное состояние, подросток производит действия, направленные на нанесение ущерба себе либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т.е. готовности к агрессии. В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т.е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности подростка опасна деструктивно-дезадаптивная агрессия, которая возникает, когда подросток испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии подростков является одной из острых и актуальных задач практического психолога, работающего в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т.д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение подростка в активную деятельность, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости.
Типология старости
При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни “в чистом виде” психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы.
А. Толстых отличает, что в старости происходит изменение личности и картина измерений чрезмерно насыщ ...
Тренинги телесной ориентации
Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо — все зависит ...
Основные этапы психологии Древней Греции
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология вхо ...