Приложения
Страница 2

Данные заносят в таблицу (табл.2).

Анализируют поведение детей в процессе конструирования: рассматривание образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок

Таблица 2. Успешность конструирования, %

Серия

Количество детей, выполнивших задание

Количество детей, допустивших 1-2 ошибки.

Количество детей, не выполнивших задание

4-5

5-6

6-7

4-5

5-6

6-7

4-5

5-6

6-7

лет

лет

лет

лет

лет

лет

лет

лет

лет

Прослеживают, какую роль играет речь при конструировании: сопровождает, планирует, констатирует результат, или в речи ребенок формулирует вопросы ко взрослому. Показывают зависимость речевых проявлений в процессе конструирования от содержания образца: как меняется в целом речевая активность и какую преимущественно функцию выполняет речь в каждой серии.

Задание 4. Изучение конструирования по замыслу

.

Подготовка исследования.

Подготовить строительный материал для конструирования. Детям 5-7 лет можно предложить природный, бросовый материал или бумагу.

Проведение исследования.

Ребенка 4-7 лет просят что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

Обработка данных.

Протоколы анализируются по схеме:

наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);

устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);

содержание конструкции (какой предмет построен);

передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);

самостоятельность в процессе конструирования (требует ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, обращается ли к взрослому и по какому поводу);

отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания и пр);

оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);

отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки ("большой дом", "красивый мост"), оценок своей деятельности и ее результата;

использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).

Данные соотносят с таблицей. Делают вывод о степени выраженности показателей конструктивной деятельности по замыслу у детей разного возраста.

Задание 5. Изучение влияния образца на конструирование дошкольников

Подготовка исследования.

Подобрать разные детали строительного материала, отличающиеся формой, величиной, цветом.

Проведение исследования.

Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-7 лет.

Первая серия

. Ребенку дают образец домика, предлагают рассмотреть его и построить домик, какой он хочет.

Вторая серия

. Проводится аналогично первой, но во время самостоятельного конструирования образец убирают.

Обработка данных. По 2 сериям подсчитывают количество детей каждого возраста, относящихся к определенной группе:

I группа - постройка идентична образцу;

II группа - постройка незначительно отличается от образца, например цветом деталей;

III группа - в постройке использованы детали другой фор мы, величины или внесены дополнительные детали;

IV группа - постройка полностью отличается от образца. Результаты оформляют в таблицу (табл.4).

Анализируют поведение детей, речь по 2 сериям (см. задание 3).

Компоненты конструирования

Возраст детей

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Аналитико-синтетические и сен­сорные умения

Анализируют простейшие постройки. Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпи­чик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная—короткая, высокая—низкая, узкая—широкая)

Различают и называют куб, пластину, брусок. Анализируют образец постройки в определен­ной последовательности, выделяют основные части и различают их по вели­чине и форме. Устанав­ливают расположение частей постройки в про­странстве относительно друг друга (в домах—сте­ны; перекрытия, крыша.

Самостоятельно анали­зируют сделанные взрос­лым постройки, выделяют части, определяют их назначение и простран­ственное расположение. Анализируют и исполь­зуют в конструировании рисунок, схему, чертеж. На основе анализа нахо­дят конструктивное решение. Самостоятельно подбира­ют необходимый строи­тельный материал

Выделяют и анализируют конструкцию предмета в со­ответствии с его практиче­ским назначением. Видят основные части, устанавли­вают функциональное зна­чение каждой из них. Определяют соответствие форм, размеров, местополо­жения этих частей условиям использования конструкции. На основе анализа самосто­ятельно находят оригиналь­ные конструктивные решения

Формируются обобщенные способы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, рисунков, схем, фотографий

Компонентыкккк констр конструир ования

Возраст детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Содержание конструкции

Строят элементарные предметные конструкции: мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида)

Строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов) Сооружают до 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. Конструируют здания, мосты, гаражи, машины

Строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции, например "Улица города" и пр. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр.

Технические навыки

Сооружают постройки из деталей разного цвета, используя накладывание, приставление, прикладывание. Располагают пластины, кирпичики вертикально, в ряд, по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. Изменяют постройки двумя способами, заменяя

Используют детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) Самостоятельно преобразуют постройки в высоту, длину, ширину, соблюдают заданный взрослым принцип конструкции ("Построй такой же домик, но низкий") Осваивают способы замещения форм,

Заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей. Конструируют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, прочность их установки, легкость и устойчивость перекрытий) Придают формам устойчивость, заменяя детали, совмещая их)

Компоненты конструиро-

вания

Возраст детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая-низкая, узкая-широкая)

Придания им устойчивости, прочности.

В конструировании используют перекрытия и другие детали для ограничения пространства.

Замысел

Развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Обыгрывают постройки, объединяя их по сюжету (стол, стул, диван-мебель для куклы)

Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности.

Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Отбирают детали в соответствии с замыслом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методика влияния перспективной жизненной стратегии
Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включат ...

Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который может не совпадать с физиологическим и паспортн ...

Основные характеристики внимания
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о в ...