ПриложенияСтраница 2
Данные заносят в таблицу (табл.2).
Анализируют поведение детей в процессе конструирования: рассматривание образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок
Таблица 2. Успешность конструирования, %
Серия | |||||||||
Количество детей, выполнивших задание |
Количество детей, допустивших 1-2 ошибки. |
Количество детей, не выполнивших задание | |||||||
4-5 |
5-6 |
6-7 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
4-5 |
5-6 |
6-7 | |
лет |
лет |
лет |
лет |
лет |
лет |
лет |
лет |
лет |
Прослеживают, какую роль играет речь при конструировании: сопровождает, планирует, констатирует результат, или в речи ребенок формулирует вопросы ко взрослому. Показывают зависимость речевых проявлений в процессе конструирования от содержания образца: как меняется в целом речевая активность и какую преимущественно функцию выполняет речь в каждой серии.
Задание 4. Изучение конструирования по замыслу
.
Подготовка исследования.
Подготовить строительный материал для конструирования. Детям 5-7 лет можно предложить природный, бросовый материал или бумагу.
Проведение исследования.
Ребенка 4-7 лет просят что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.
Обработка данных.
Протоколы анализируются по схеме:
наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
содержание конструкции (какой предмет построен);
передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
самостоятельность в процессе конструирования (требует ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, обращается ли к взрослому и по какому поводу);
отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания и пр);
оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки ("большой дом", "красивый мост"), оценок своей деятельности и ее результата;
использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).
Данные соотносят с таблицей. Делают вывод о степени выраженности показателей конструктивной деятельности по замыслу у детей разного возраста.
Задание 5. Изучение влияния образца на конструирование дошкольников
Подготовка исследования.
Подобрать разные детали строительного материала, отличающиеся формой, величиной, цветом.
Проведение исследования.
Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-7 лет.
Первая серия
. Ребенку дают образец домика, предлагают рассмотреть его и построить домик, какой он хочет.
Вторая серия
. Проводится аналогично первой, но во время самостоятельного конструирования образец убирают.
Обработка данных. По 2 сериям подсчитывают количество детей каждого возраста, относящихся к определенной группе:
I группа - постройка идентична образцу;
II группа - постройка незначительно отличается от образца, например цветом деталей;
III группа - в постройке использованы детали другой фор мы, величины или внесены дополнительные детали;
IV группа - постройка полностью отличается от образца. Результаты оформляют в таблицу (табл.4).
Анализируют поведение детей, речь по 2 сериям (см. задание 3).
Компоненты конструирования |
Возраст детей | ||||||||||
3—4 года |
4—5 лет |
5—6 лет |
6—7 лет | ||||||||
Аналитико-синтетические и сенсорные умения |
Анализируют простейшие постройки. Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная—короткая, высокая—низкая, узкая—широкая) |
Различают и называют куб, пластину, брусок. Анализируют образец постройки в определенной последовательности, выделяют основные части и различают их по величине и форме. Устанавливают расположение частей постройки в пространстве относительно друг друга (в домах—стены; перекрытия, крыша. |
Самостоятельно анализируют сделанные взрослым постройки, выделяют части, определяют их назначение и пространственное расположение. Анализируют и используют в конструировании рисунок, схему, чертеж. На основе анализа находят конструктивное решение. Самостоятельно подбирают необходимый строительный материал |
Выделяют и анализируют конструкцию предмета в соответствии с его практическим назначением. Видят основные части, устанавливают функциональное значение каждой из них. Определяют соответствие форм, размеров, местоположения этих частей условиям использования конструкции. На основе анализа самостоятельно находят оригинальные конструктивные решения | |||||||
Формируются обобщенные способы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, рисунков, схем, фотографий | |||||||||||
Компонентыкккк констр конструир ования |
Возраст детей | ||||||||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет | ||||||||
Содержание конструкции |
Строят элементарные предметные конструкции: мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида) |
Строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов) Сооружают до 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. Конструируют здания, мосты, гаражи, машины |
Строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции, например "Улица города" и пр. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр. | ||||||||
Технические навыки |
Сооружают постройки из деталей разного цвета, используя накладывание, приставление, прикладывание. Располагают пластины, кирпичики вертикально, в ряд, по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. Изменяют постройки двумя способами, заменяя |
Используют детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) Самостоятельно преобразуют постройки в высоту, длину, ширину, соблюдают заданный взрослым принцип конструкции ("Построй такой же домик, но низкий") Осваивают способы замещения форм, |
Заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей. Конструируют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, прочность их установки, легкость и устойчивость перекрытий) Придают формам устойчивость, заменяя детали, совмещая их) | ||||||||
Компоненты конструиро- вания |
Возраст детей | ||||||||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет | ||||||||
Детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая-низкая, узкая-широкая) |
Придания им устойчивости, прочности. В конструировании используют перекрытия и другие детали для ограничения пространства. | ||||||||||
Замысел |
Развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Обыгрывают постройки, объединяя их по сюжету (стол, стул, диван-мебель для куклы) |
Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности. |
Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Отбирают детали в соответствии с замыслом. | ||||||||
Методика влияния перспективной жизненной стратегии
Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включат ...
Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который может не совпадать с физиологическим и паспортн ...
Основные характеристики внимания
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о в ...