Исследование социально-психологического климата в коллективе предприятия ООО «СМУ 11»
Исследование проводилось на базе предприятия ООО «СМУ 11». В обследование были включены работник трёх подразделений: монтажники (А), охрана (Б), каменщики (С). Выборка проведённой диагностики составила: 41 работник. В их числе 3 (7,3%) женщины. Все изученные сотрудники работают не меньше 3 лет на предприятии. Основными задачами проводимого экспресс - обследования стали: выявление основных компонентов, характеризующих социально-психологический климат (СПК) коллектива; определение стадии развития, на которой находится данный коллектив; анализ расстановки сотрудников и микрогрупп в данном коллективе; анализ уровня конфликтности групп и эмпатии в отношениях между их членами.
В проведённом исследовании были использованы следующие методы и методики: наблюдение, анкетирование, тестирование: методика Б. Такмена «Психологический климатический круг (ПКК)»[1], экспресс-социометрия «Социум - коллектива» (стандартизация Г.Л. Гурова)[2] и тест «Самооценка по методу Дембо - Рубинштейна»[3]. Опрос носил анонимный характер.
Методика Б. Такмена «Психологический климатический круг состоит из 10 противоположенных утверждений об основных характеристиках коллектива, которые ранжируются по 7 бальной системе. По итогам определяются уровни развития СПК, характер межличностных отношений и деловой активности. После анализа результатов диагностики, полученных с помощью методики Б. Такмена «ПКК» была построена гистограмма (см. схему № 1 приложений). Из гистограммы следует, что большинство сотрудников А – 14 (82%) полагают, что их подразделение отвечает характеристикам 1 стадии, то есть по Б. Такмену находится на стадии: «Группа-коллектив». Однако каждый шестой монтажник или 18% опровергают мнение большинства, обоснованно относя его ко 2 стадии: «Группа-конкуренция». Более дифференцирована оценка коллектива у охранников. Большинство – 6 (74%) посчитали, что охрана - это: «Группа-коллектив», то есть 1 стадия развития. Однако по 1 человеку (13%) не согласились с ними, считая что их коллектив отвечает характеристикам 2 стадии: «Группы-конкуренции» или даже 3- «Группа-конгламерат». Личный состав бригады каменщиков не сомневается, что их коллектив находится на 1 - самой высшей стадии развития. В приложениях приводится характеристика 3-х вышеназванных стадий коллектива и соответствующий им СПК.
Результаты методики «Самооценка по методу: Дембо - Рубинштейна». Испытуемым был предложен бланк с 8 группами качеств и свойств личности, которые необходимо было оценить у себя по 9-бальной системе. Вычисляемые по тесту уровни самооценки характеризовалась как «завышенная», «нормальная» и «сниженная». Итоговые результаты методики представлены в виде гистограммы №2 (приложения). Из гистограммы видно, что показатели заниженной самооценки отсутствуют. Сотрудники подразделений А, Б, С в большинстве своём имеют нормальную самооценку – 64%, 50%, 76% соответственно. Завышенная самооценка наблюдается у 36% монтажников, 24% охранников. Тот факт, что 50% каменщиков имеют завышенную самооценку, может означать как их здоровые честолюбивые устремления, так и некоторую самопереоценку своего «Я», что в данной профессии просто недопустимо.
Результаты анкеты удовлетворённости работой на исследуемом предприятии приведены в п. 2.2. работы.
Данные по экспресс - тесту «Социум коллектива». Методика предназначена для выявления социально – психологического климата в коллективе, а также для определения желаемых и нежелательных личностных контактов среди сотрудников. Всех испытуемых просили оценить состояние основных социально-психологических показателей в коллективе подразделения и на предприятии по следующей 4-х бальной системе: 5 - отличные; 4 - хорошие; 3 - удовлетворительные; 2 - неудовлетворительные. Обработанные и сгруппированные результаты опроса всей выборки сведены в табличную схему (см. таблицу №3). Полученные данные по большинству показателей говорят о наличии в целом хороших оценок членов коллектива по важнейшим характеристикам социально-психологического климата своих служебных подразделений и предприятия. Вместе с тем до трети опрошенных не удовлетворены в полной мере состоянием межличностного общения в коллективах и оценкой авторитета коллектива в глазах клиентов.
Содержание деятельности руководителя (менеджера).
Основная задача менеджера – постоянно руководить людьми в процессе их труда.
Цель управления людьми
, вовлеченными в общий трудовой процесс – выполнение реальной работы и получение результатов.
Работа менеджера в современных организациях состоит в том, чтобы научить правильно руководить людьми. С изменением конкретной управленческой с ...
Введение. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.
Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, ...
Юханнсон И. Особое детство
Книга основана на воспоминаниях Ирис Юханнсон ( в детстве она страдала аутизмом) ее отца. Описание событий имеет как бы 2 стороны : как окружающие воспринимали Ирис и пытались интерпритировать ее поведение в той или иной ситуации, и как она сама воспринимала эту же ситуацию, что в ней для девочки было существенно. Первая часть строится ...