Профилактика склонности у подростков к социально желательным
ответам. Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответамСтраница 1
В практической части нашей работы поставлена задача – выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому.
Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1».
Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожности: это тревожность, которая побуждает человека действовать с целью лучшей адаптации к своему повседневному окружению, и тревожность, которая стимулирует созидательные процессы.
Тревожность становится негативной, патологической, когда она препятствует созидательной активности и искажает социо-профессиональную жизнь. Такая тревожность, есть чувство интеллектуализированного беспокойства, часто связанное с соматическими толкованиями категории сердечно-сосудистых (сердцебиения, тахикардия), пищеварительных (пищеварительные спазмы, гастроэнтерит), нервномышечных (судороги, необъяснимые мышечные боли в области груди), дыхательных (ощущение свинцового кожуха на плечах, стеснение в грудной клетке). Следует вспомнить, что дыхательный и пищеварительный аппарат - это те основные места, где в первую очередь проявляются выражения переживаний у подростка в процессе его взросления.
Астения и заторможенность также являются составляющими патологической тревожности. Тревожность может выражаться в острой и хронической формах и обладать разной степенью напряженности.
Одна острая форма тревожности, недавно описанная - это приступ паники, или пароксизмальный криз, сопровождающийся сильными соматическими симптомами.
Некоторые виды тревожности, не достигшие ещё патологических масштабов, внушают беспокойство, т.к. могут закрепиться, сформироваться в симптомы, которые затянувшись на долгое время, рискуют повлечь за собой мучительное состояние жестокой тревоги, угрожающее социо - профессиональной интеграции человека.
Наряду с такими видами тревожности, ещё не структурированными, существуют виды тревожности, организованные в специфические симптомы невротического состояния, даже психотического состояния, или пограничного состояния, а также виды тяжелой тревожности, близкой к депрессии.
Изучая, склонность подростков к социально желательным ответам и работая по проблеме исследования, нами был выбран следующий диагностический инструментарий для выявления социальной желательности:
1) Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со шкалой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Опросник состоит из 58 утверждений. Согласно инструкции, обследуемый должен ставить «+» напротив того утверждения, с которым он согласен и «-», напротив того утверждения с которым опрашиваемый не согласен.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача – набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
2) Основной этап:
Задача – проведение диагностического обследования;
3) Обработка и сравнительный анализ результатов:
Задача – сравнить результаты и сделать выводы.
Нами была выбрана именно эта методика потому, что причиной социально желательных ответов может быть их тревожное отношение к процессу учения.
Результаты теста предоставлены в таблицах, диаграммах и приложениях (см таблица 4 и 5, Диаграмма 1, Приложение 2 Диаграмма 1-32, Диаграмма 2, Приложение 3 Диаграмма 1-32.
2) Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность»
Цель: выявление у подростка определенного уровня мотивации и шкалы тревожности.
Методика состоит из 40 утверждений и предложенных 4 ответов, обследуемому, необходимо выбрать лишь один ответ на каждое утверждение. В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача – набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
Значение Я – концепции
Я – концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Одн ...
«Ускоряющийся кризис: предпосылки и развитие»
Генезис интуитивно понятен. Акцентуация, согласно традиционным представлениям, вызывает материалистический онтогенез речи, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Самонаблюдение важно просветляет код, что лишний раз подтверждает правоту З. Фрейда. Парадигма доступна.
Стратификация отталкивает комплекс, здесь описывается центра ...
Проффесиональное значение дисциплины психология и педагогика для
деятельности менеджеров
Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были:
- душа человека (средневековье)
- сознание человека
- поведение человека
- психика человека
- закономернос ...